В парке Эспланада, вблизи библиотеки Алвара Аалто, находится фундамент некогда величественного собора, шпиль которого был виден с разных концов города.

О наследии выборгского зодчего

Строительство нового краснокирпичного здания в Выборге на углу улиц Екатерининской (Крепостная) и Поссе (Советская) началось в 1889 году, а 3 декабря 1893 года церковь была освящена. Таким образом, серьёзное для конца XIX века архитектурно-градостроительное решение было воплощено за сравнительно короткий срок.

Причиной строительства    послужило то, что во второй половине XIX века церковь сельского прихода, находящаяся в здании Доминиканского монастыря, уже не могла вместить всех прихожан. Было принято решение о возведении нового, большего по размерам, здания кирхи для финской городской общины, образованной в 1881 году. Архитектурный конкурс выиграл выборгский архитектор Эдуард Диппель.

Интересно, что по проекту этого архитектора через пять лет было построено жилое здание на углу улиц Южный Вал и Выборгской, так называемый «Ведьмин дом» или «дом-утюг». В доме, похожем на крепостную стену с башнями, привлекают внимание острый угол, оформленный в виде башни с островерхим покрытием, прямоугольный эркер на уровне второго и третьего этажей, балконы с ажурными решетками и окаймлённые рустом три треугольных фронтона над крышей главного фасада. Впоследствии из-за утраты высокой крыши и других упрощений, дом стал казаться плоским и получил своё прозвище.

Как в Петербурге

Своды церкви были расписаны художником Лаури Вялке, алтарное изображение создано живописцем Пеккой Халоненом, резная деревянная кафедра принадлежала работе скульптора Ханнеса Аутере.

 В 1895 году финский органный мастер датского происхождения Йенс Александер Цакариассен изготовил для храма 45-регистровый орган (в то время – самый большой в Финляндии). Этот инструмент заменили в 1929-1930 годах ещё более крупным органом фирмы «Братья Ригер» (Gebrüder Rieger), изготовленным в Силезии. Инструмент имел 76 регистров, 4 ручных клавиатуры, педаль, более 4500 труб и относился к числу крупнейших в Северной Европе.

Новый кафедральный собор в Выборге был не только сравним с такими доминантами, как Петропавловский собор в Петербурге или кафедральный собор в Калининграде, но и был уникален как шедевр северной неоготической архитектуры. Хотя известнейший выборгский архитектор Уно Ульберг, занимавший в финские времена пост главного архитектора Выборга, считал, что собор не имеет ни исторической, ни архитектурной ценности.

«Тот, кому открыты души всех…»

Интересно, что в 1908 году перед собором установили памятник Микаэлю Агриколе работы скульптора Эмиля Викстрема. Создатель финской письменности и финского литературного языка, Агрикола был активным деятелем Реформации католической церкви. Он считал, что Библия должна быть доступна людям на их родном языке, Микаэль придумал, как с помощью латинского алфавита записать финские слова. Первую книгу букварь «ABC-kiria» он издал в 1543 году, а через пять лет вышло издание Нового Завета на финском языке, над которым  Агрикола работал десятилетие.  Именно в Выборге он начал свой путь к духовному просвещению и именно здесь, в начальной школе, за ним закрепилось прозвище Агрикола, что на латинском означает «фермер», «крестьянин».

У подножия постамента Викстрем поместил символичную композицию из двух фигур: старик слушает девочку, читающую ему книгу. Старофинская надпись на постаменте гласила: «Kylle se kwle Somen kielen ioca ymmerdä Kaikein mielen» – «Тот, кому открыты души всех, услышит финский язык».

Микаэль Агрикола умер неподалеку от Выборга, возвращаясь с посольством из Москвы, и был похоронен предположительно либо в старом кафедральном соборе, либо в церкви доминиканского монастыря. Памятник финскому епископу создавался по инициативе Финского литературного общества. Прижизненного изображения Агриколы не сохранилось, и его внешний вид неизвестен, поэтому скульптор избрал образ проповедника и учителя с раскрытой книгой.

Аналогичные бюсты Агриколы установлены в Турку (1910 год), в Лахти (1953 год) и на родине Микаэля в Перная (1959 год). Дальнейшая судьба выборгского памятника печальна. Он исчез после занятия Выборга частями Красной Армии в 1940-м году. Есть легенда, что отступавшие закопали его в одном из окрестных лесов.

В 2009 году у выборгского лютеранского собора Святых Петра и Павла была установлена копия бюста. Это результат многолетней совместной работы Выборгского фонда «Реставрация, реконструкция и развитие», которым руководил Евгений ФИЛИППОВ и фондом Выборга (Хельсинки), которым руководил финский архитектор Юха Ланкинен. 

От опоры лютеранства  к постаменту Ильича

Здание кирхи получило небольшие повреждения во время Советско-финляндской войны. В декабре 1939 года от бомбардировки  пострадала апсида собора. В 1940 году после передачи города СССР ленинградская комиссия по охране памятников отнесла собор к списку ценных архитектурных объектов, но восстановлен он не был. Ещё больший ущерб нанесли зданию авиационные бомбёжки в ходе Великой Отечественной войны.

В начале пятидесятых стены храма были взорваны под предлогом строительства нового здания Выборгского театра, которое, однако, так и не началось. Местный житель рассказал нашему корреспонденту, что помнит тот день, когда из окон квартиры вылетели стекла и родители забивали проемы фанерой. Такова была сила взрыва. 

Старожилы говорят также, что камни для постамента памятнику Владимиру Ленину раньше служили стенами Нового кафедрального собора!

В настоящее время сохранились фундамент и цоколь здания с подземной частью. Центр средокрестия собора отмечен клумбой с постаментом из гранитных блоков взорванного собора, на котором в послевоенное время размещался памятник Сталину, затем – изображавшая пионеров скульптурная композиция «Счастливое детство», позднее – декоративный вазон. С 21 апреля 2017 года на постаменте с вазоном находится памятная гранитная плита, посвящённая истории храма и утверждающая его статус как выявленный исторический объект регионального значения. Она установлена по инициативе петербургского архитектора-реставратора Игоря ЛЬВОВА.

Необходимость воссоздания Нового кафедрального собора спорна, но она определяется не только его исторической ценностью, но и возможностью расширения его функций. Это может быть концертный зал, где можно наслаждаться органной музыкой, проводить интерактивные и образовательные программы, устраивать музейные экспозиции.

Подготовила Ольга Набатова