Наверное, каждый из нас в детстве мечтал найти клад. Юлия ГОНЧАРОВА, Алексей ХРАМОВ и Андрей РАССАДОВСКИЙ – из этого числа. Только ищут они не золото и бриллианты, а «послания» из прошлого.

На обследование чердака в одном из домов Уно Ульберга, куда жильцы любезно согласились пустить охотников за сокровищами, меня не взяли. Грязно, сказали, да ещё и неизвестно, найдется ли там что-нибудь. А какие вообще ценности могут храниться на чердаках? Игрушки, обувь, письма, газеты –  всё то, что рука не поднимается выкинуть, и что оседает в тиши подвалов или чердаков, медленно зарастая пылью веков. Поскольку выборгские подвалы уже изучены, участники группы «ВыборгЪ. Осколки» начали исследовать чердаки и уже нашли там много интересных артефактов. Например, обожжённый фрагмент номера газеты «Виипурский большевик» за апрель 1941 года. Мы, конечно, не могли пройти мимо такого факта и решили познакомиться с «Осколками» поближе.

Помимо кладоискательства, Юлю, Алексея и Андрея объединяет любовь к Выборгу. На этой почве они и сошлись в волонтёрском проекте Viipurin katu – Выборгская улица. Экскурсовод Андрей Рассадовский придумал авторскую программу «Кино в Выборге». Алексей Храмов обнаружил в доме Аллана Шульмана на улице Северной росписи с ландышами и привлек тем самым внимание волонтеров к сохранению исторических фресок. Юля Гончарова – специалист по антиквариату. В старом финском доме, где она живёт много лет, находила самые неожиданные вещи, например, довоенную финскую садовую скамейку.

Садовая скамейка – это, конечно, большая редкость. Обычно находятся мелкие вещи – письма, этикетки, почтовые открытки, аптечные банки, бутылки, изразцы. Как правило, они не лежат на поверхности, надо поковырять палочкой, чтобы выкопать их из мусора. Не всегда эти вещи целые, поэтому и решено было назвать группу «ВыборгЪ. Осколки». К тому же символично: это ведь и есть осколки прошлого.

Первой находкой, воодушевившей искателей, стала табличка оптовой компании, потянув за которую они раскрутили историю целой семьи. Потому что интересна не вещь сама по себе, а история, которая за ней стоит. Нашли фантик от послевоенной конфеты – рассказали историю макаронной фабрики Агуста Пауккунена, которая после войны стала производить карамельки. Почтовая открытка с трехязычным почтовым штампом от 1916 года подтолкнула к поискам её адресата – Сантери Похьянпало. После поисков в интернете и переписки оказалось, что потомки Сантери не только общаются друг с другом, но даже имеют семейный сайт. Они прислали письмо с благодарностью и фотографию предка.

Сенсационной находкой стал мужской корсет. Не только потому, что для большинства людей мужской корсет – это нонсенс, но также и потому, в каком состоянии он был найден. Одна из подписчиц группы в популярной социальной сети написала, что она даже в двух перчатках и то выкинула бы его в мусор. Между тем, театральный художник, лучший в России специалист по старинному нижнему белью Виктория СЕВРЮКОВА пришла к выводу, что этот корсет был произведен до 1910 года и, возможно, использовался с ортопедическими целями. На том же чердаке, говорит Юля, были оставлены башмаки, за которыми стоит вернуться.

Андрею Рассадовскому попалась аптечная баночка с пробкой, этикеткой и мазью внутри, похожая на коробку из-под гуаши. Это большая редкость. Некоторые загадки ещё не разгаданы. Например, в доме постройки 1930 года был найден документ 1926 года. Это страницы контракта между английской и финской компаниями, в котором речь шла о лесе, а на оборотной стороне список вещей, датированный 1940-м годом. 

Конечно, на чердак чужого дома не так просто попасть. Но, как говорится, кто ищет, тот найдёт. Часто приглашают участники группы «Выборгская улица» в Телеграм-канале, которые живут в старом городе. Иногда Алексей просит разрешения посмотреть парадную на предмет того, есть ли там росписи, а потом выясняется, что человек может ещё и чердак показать.

Андрей РОДЕНКОВ, известный исследователь выборгских печей, ходил по домам с письмом от прежнего директора замка Светланы АБДУЛЛИНОЙ, в котором была просьба оказывать ему содействие. Юля шутит: надо сделать жилетки с надписью «Общество по сохранению архитектурных деталей» и ходить в них по домам.

– Как правило, в старых домах квартир немного, и живут там доброжелательные люди, не было такого, чтобы отказывали, – рассказывает Юлия Гончарова. – Иногда удаётся договориться с организациями, которые располагаются в старинных домах, там много интересного мусора. 

Примечательно, что этот «мусор» не лежит мёртвым грузом. Есть много мест, куда его можно пристроить. В финскую гостиную на улице Сторожевой башни, 4 (см. статью на 5-й полосе) – аптечные банки. Таблички и изразцы – в кафе. Бутылки Ленинградского ликёро-водочного завода 1949 года и пивные бутылки с этикетками просятся в тематическую питейную коллекцию. Есть идея собрать демонстрационный стенд из электрических деталей, найденных Алексеем. Возможно, кому-то захочется украсить таким экспонатом кафе. Можно придумать немало вариантов оформления помещений старыми вещами, как это делают наши, прежде дружественные, соседи. Помните, раритетные пишущие машинки в интерьерах кафе и старинную сельскохозяйственную утварь на хуторских воротах? В Выборге этот тренд также присутствует.

Есть у группы задачи, в прямом смысле, более крупные. Это отдельный проект – оригинальные старинные двери, от которых хозяева зачастую бездумно избавляются:  в лучшем случае выносят на помойку, а хорошо, если не на растопку. Например, Алексей нашёл в подворотне оригинальную дверь дома Эден с эмблемой. Есть в «коллекции» группы входная дверь дома Ульберга. В плачевном состоянии, но она – настоящее произведение искусства, и её можно спасти. На помойку у дома в Рыбном переулке, 2 вынесли несколько оригинальных дверей. Две распашные забрала одна из участниц сообщества «Выборгская улица», остальные хранятся у Юли во дворе.

– Я живу в частном финском доме в Северном поселке, там много места для хранения. Алексей устроил склад на чердаке многоквартирного дома, – рассказывает Юлия. – Но в какой-то момент мы поняли, что дальше так нельзя. Возникла идея расположить эти архитектурные осколки по каким-то локациям. Если кто-то из жителей этих исторических домов захочет установить у себя оригинальную дверь вместо современного картона, тем самым вернув её «домой», мы только «за», обращайтесь, мы отдадим их бесплатно.

В планах группы – создание базы данных предметов, которые есть в наличии. Глобальная цель – добиться того, чтобы сами жители понимали: надо сохранять старые вещи, они рассказывают о прошлом, украшают быт, помогают сохранять идентичность Выборга.

– Росписи в подъездах – это те же осколки прошлого, –  считает Алексей, – их нельзя унести, но их можно закрасить, и дом потеряет свою аутентичность. Архитектура та же, но деталей не хватает. Упрощение – это проблема, которая актуальна не только для нашей страны. Интересно, что первый раз росписи закрасили финны. Почему? Изменилась мода, стало сложно поддерживать их в надлежащем состоянии. А теперь и в Финляндии популярно движение по расчистке и восстановлению росписей в парадных.

Ближе к лету участники группы «Осколки» собираются выехать за пределы города. Там много старых финских домов, а значит, поле непаханое для розыска и сохранения осколков прошлого. Присоединиться к этому движению можете и вы. Ищите группу «ВыборгЪ. Осколки» в социальной сети «ВКонтакте». Возраст, образование, профессия значения не имеют. Главное – любить Выборг и его прошлое.

Ольга РОГОЗИНА