Сегодня речь пойдет о дальнем уголке музея-заповедника «Парк Монрепо», до которого добирается не каждый посетитель, чаще всего завершая прогулку возле источника «Нарцисс». Между тем, дальше ожидает немало интересного.

«Здесь живет отшельник»

Если проследовать вглубь лесного массива, то можно добраться до «Края света» и попутно осмотреть достопримечательности, о которых можно узнать в различных источниках. Например, в «Альманахе Монрепо», изданном небольшим тиражом в 2004 году, содержится интересный очерк научного сотрудника музея Ольги Глазковой «Китайская и японская традиции». Ольга Михайловна первой перевела с немецкого поэму «Имение Монрепо в Финляндии», написанную его владельцем Людвигом Генрихом Николаи, из которой, в основном, и черпались знания об идее обустройства парка «русским немцем». Напомним, что в своем творении этот энциклопедист восемнадцатого века стремился воссоздать в своем имении страны мира, максимально приблизившись к их традициям и культуре.

Небольшая постройка из бруса – это «Хижина отшельника», ее образ в поэме Людвига Николаи и в реальности, по-видимому, несколько различен. «Думается, этот домик мог изменяться и в дальнейшем: превращаться то в плетёную хижину (плетение было одной из древних традиций Китая), то в маленький домик с двухъярусной, крытой дранкой крышей, напоминающей китайскую. Обращает на себя внимание и искусственный островок, на котором находится хижина. На него ведет деревянный мостик из брёвен с перилами из необработанной берёзы. Подобные мостики вполне могли быть в китайском саду, где любили использовать необработанное дерево».

Ольга Глазкова приводит высказывание владельца парка, который сожалеет о том, что подземный источник, питающий тройной водный каскад, производящий приятный шум, маловат. Здесь хочется заметить, что Николаи не устроил в Монрепо ни одного фонтана, следуя своей уверенности в том, что вода должна естественно и свободно струиться со скалы вниз, а не бить закованным в «оковы» ключом. Так, неподалеку от «островка отшельника» можно заметить пруд, по очертанию напоминающий боб, да так и названный в честь этого плода семейства бобовых.

Нимфа Монрпео. Фото Владимира Позднякова

«Замурованной Медузы лик»

В сборнике «Монрепо от А до Я» (авторы Юлия МОШНИК и Михаил ЕФИМОВ), одна из глав начинается со строк из письма Людвига Николаи к сыну, написанного в 1792 году, в котором он высказывает озабоченность по поводу отсутствия в парке гротов. Через шесть лет при помощи садовника И.Э. Бистерфельда мечта владельца парка воплощается в рукотворном чуде – на скале Эрмитажа (так в ту пору назывался остров Людвигштайн) появился грот. 

«Новое сооружение в баронском саду и впрямь вызывало восхищение выборгской публики, однако существовали опасения в его прочности. В сентябре, когда один из работников должен был сооружать каменную скамью в гроте, свод искусственной пещеры частично обрушился. Только по счастливой случайности никто не пострадал. Свод был укреплен, а в одну из стен вмурована мраморная маска, изображавшая голову Медузы Горгоны». Читаем описание в поэме: «Глубоко в толщу скал уходят своды. Виднеются на сумрачной стене лишь хлопья белопенного прибоя и замурованной Медузы лик».

Далее в планах Николаи и Бистерфельда было создание на Паульштайне нескольких ниш, так называемых кенотафов, для увековеченья ушедших в мир иной выборгских друзей. Эти проекты не были осуществлены.

Грот «Медуза»

«Расколол  скалу каменных дел мастер»

Такие же описания скал и гротов мы находим в каталоге «Уникальные ландшафтные парки Алупка и Монрепо». Посещение их никого не может оставить равнодушным, свидетельством тому стихотворные строки Анны Ахматовой и Владимира Соловьева. «Огромная подводная ступень, ведущая в Нептуновы владенья, – там стынет Скандинавия, как тень, вся – в ослепительном одном виденье» – это Ахматова, а у Соловьева: «Эти мшистые громады сердце тянут как магнит, что от смертного вам надо, что за тайна здесь лежит?»

Каменные гроты в парковом ландшафтном ансамбле Монрепо занимают особую нишу. Они подчеркивают таинственность и мистичность сумрачных уголков парка. Огромные камни небольшого грота «Расщелина» могут вселить в путешественника «суеверный ужас». Известен случай, когда туристы, услышав от экскурсовода страшилку, что через расщелину не смогут пройти нераскаявшиеся грешники, стали искать другие тропинки для продолжения маршрута! Но тот, кто решится пройти по этой дорожке, может загадать желание, прикоснувшись к острой скале, висящей над головой в узком ущелье. 

«На этом пространстве лежит большой камень»…

Изначальная задумка Николаи о скульптуре св. Николая в нише рунических камней воплотилась в первый памятник литературному герою – рунопевцу Вяйнямейнену из карело-финского эпоса «Калевала». Это дает повод некоторым исследователям предполагать, что владелец парка и собиратель рун Элиас Леннрот были знакомы, так как статуя появилась еще до выхода в свет «Калевалы».

В книге «Парк Монрепо в XX веке» тех же Юлии Мошник и Михаила Ефимова читаем: «Большие неприятности произошли в 1856 году. Достигший почти 80-летнего возраста Николаи с раздражением отметил участившиеся случаи бесчинства в парке. В руки Вяйнямейнена хулиганы вставили хворостинку, а в рот – окурок. Это была неуместная шутка, но гораздо большей была опасность, на которую барон пророчески намекал: «Подобные грубые развлечения могут привести к полному разрушению статуи».

Увы, уникальный парк страдал и страдает от действия вандалов и в позапрошлом, и в прошлом, да и в нынешнем веке.

Грот «Расщелина»

«Это нужно нам и потомкам!»

Сохранить наследие, оставленное истинным патриотом нашего края прошлых веков, помогли местные энтузиасты, которых в свое время поддержал академик Д. С. Лихачев. В октябре 1984 года в газете «Советская культура» вышла его статья «Это нужно нам и потомкам». В частности, там говорится: «Чтобы спасти единственный в своем роде парк, особенно в его ландшафтной части, с моей точки зрения, необходимо отнести парк Монрепо к природно-историческому заповеднику союзного значения… Парк мировой известности, великолепный образец русского садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX века должен быть сохранен для потомков».

Призыв Дмитрия Сергеевича Лихачева, этого удивительного человека, литературоведа, искусствоведа, культуролога с мировым именем был услышан, парк получил новую жизнь.

Будете в Монрепо, не поленитесь дойти да «Края света» – оно того стоит…

Ольга НАБАТОВА