При проработке концепции благоустройства той или иной общественной территории в Выборге специалисты изучают историю, чтобы максимально приблизить новый проект к прежнему функциональному назначению.

В память о героях-фронтовиках

Иногда такие уголки города приобретают новое звучание. Как, к примеру, сквер Победы в начале одноимённого проспекта. До недавнего времени здесь было много самосевной растительности и зарослей кустарника, теперь размещается панно «Бессмертный полк», состоящее из трёх тысяч снимков участников Великой Отечественной, переданных местными жителями.
Благоустроен сквер Победы в 2020-м, когда из-за ковидных ограничений было отменено шествие «Бессмертного полка». Неподалёку отсюда, и об этом знают все выборжцы и многие гости, установлен легендарный танк Т-26, участвовавший в боях Зимней войны, пролежавший на дне Выборгского залива 65 лет, поднятый в 2005-м и отреставрированный на Выборгском судостроительном заводе.
Надо сказать, что за последние годы был реконструирован ещё один мемориальный центр Выборга – сквер Мужества. Он находится между Леншоссе и улицей Сержантской, у военкомата. Кстати, сквер раньше назывался Сержантским.
В ходе работ подняли на пьедестал памятные плиты с увековеченными на них именами земляков, погибших в Афганистане и Чечне. Вымощена площадка, на которой проходят митинги и торжественные воинские марши.

На месте Петербургского форштадта

Свой сквер Мужества есть практически в каждом городе России. Заглянем в историю выборгского.
В 18 веке никто и не думал бы устраивать тут сквер: здесь проходила дорога на Петербург, по обе стороны от которой местные жители строили свои дома. Застройка была очень плотной, селились в основном небогатые люди: извозчики, ремесленники, отставные солдаты, мелкие торговцы. Весь квартал – предместье Выборга – получил название Петербургский форштадт. Окраину его занимали разные казенные учреждения: больницы, склады, казармы, между которыми образовалось небольшое свободное пространство.
1861 год ознаменовался созданием генерального плана по перестройке города; автором его был известный губернский землемер Берндт Отто Нюмальм. Согласно его проекту Выборг, в том числе и Петербургский форштадт, разделили прямыми улицами на участки правильной формы. Именно тогда появилась маленькая незастроенная территория, которая раньше разделяла городской сад и Петербургскую дорогу. В итоге этот участок получил название Больничной или Лазаретной площади в честь находящейся рядом губернской больницы. После войны его снова начали застраивать, установив разворотное кольцо для трамвая; позже, в 1957 году, она сменилась остановкой автобуса.
В 1980-х годах название площади поменялось снова. На этот раз ее стали называть Сержантской: рядом разместился военный комиссариат, а напротив него стали проводить мероприятия, связанные с призывом в армию.
Свой современный вид сквер Мужества начал принимать в 1993 году, когда архитектор Александр Генис спроектировал памятник жертвам Афганской войны: вертикальный разлом на гранитной стеле символизировал раскол истории России на «до» и «после». Кстати, эта композиция стала одним из первых монументов в стране, посвященных тем событиям. Примечательно, что фамилии солдат, не вернувшихся с войны, которые затем были выбиты на черной доске, пришлось добывать в военкомате с большим трудом: это была секретная информация. Позже произошла еще одна трагедия – война в Чечне. Памятник расширился: архитектор Александр Швер добавил такую же стелу с именами воинов, погибших в тех боях.
В 2013 году сквер обрел свое современное название, а в 2018 был благоустроен.

Дворец бракосочетания вместо полицейского участка

Сквер Молодежи, расположенный вдоль того же Ленинградского шоссе, – один из самых романтичных зеленых уголков Выборга: он был устроен на пустыре около ЗАГСа в 2018 году.
Территория, на которой находится Дворец бракосочетания, имеет любопытную историю.
В 16 веке это была окраина города. Затем появилась деревянная застройка, дома стояли очень плотно, в начале 20 века район Мельничной горы все же начал активно застраиваться каменными зданиями общественного назначения.
В 1901 году здесь появилась народная школа, в 1906 – пожарное депо, а в 1909 – отделение полиции (именно в этом здании сейчас и регистрируются акты гражданского состояния). До революции этот район назывался Анина (предположительно, в честь императрицы Анны Иоановны) и делился на два: Репола и Калева. Именно к последнему и относился полицейский участок.
Причем с ним, вернее, с его внешним видом, связан один ка-зус: архитектор Брюнольф Бломквист работал в стиле неоренессанса, для которого характерны асимметричные композиции, колонны, арки и обилие деталей; разумеется, этот праздничный, «сказочный» облик не очень подходил учреждению с таким серьезным назначением: в подвалах участка были камеры предварительного заключения. Тем не менее, до наших дней особняк дошел в своем первоначальном, довольно романтичном виде.
Свое назначение здание сохраняло до войны, после чего, когда Выборг вошел в состав СССР, здесь устроили Дворец бракосочетания, в честь чего на крыше установили флюгер в виде двух обручальных колец.
Сейчас сквер перед ЗАГСом украшают скамейки с перголами, напоминающими фату невесты, набивные дорожки и зона отдыха для детей, а для молодоженов устроена фотозона.

Хоть сейчас на маршрут…

Чуть в стороне от оси трёх площадей – Соборной, Театральной и Рыночной – в треугольном скверике находится очаровательный желтый трамвай. Он напоминает о некогда действовавшем в первой половине ХХ века в нашем городе трамвайном движении.
Интересно, что в зависимости от государственной принадлежности трамваи перекрашивали то из желтого в красный – при Советском Союзе, то в зеленый – при Финляндии (так нашли применение оставшейся зеленой краске, использовавшейся для маскировки военной техники).
В послевоенном 1946-м трамвайные маршруты стали восстанавливаться, были построены новые остановки, закуплены в ГДР новые вагоны… Но в 1957 году по городу проследовал последний трамвай, после чего весь парк был отправлен в Пятигорск.


На место трамваев пришли автобусы. Почему же трамвайное движение просуществовало так мало? Считалось, что этот вид общественного транспорта, помимо убыточности для городского бюджета, тормозил движение на улочках Старого города. Трудно сказать, насколько это соответствовало истине, но говорят, что, когда разбирали трамвайные пути, выборжцы не могли сдержать слез.
Многолетние мечты о возобновлении трамвайного движения воплотились в 2018 году: в Трамвайном сквере появился вагончик, сделанный по уникальным чертежам на Выборгском судостроительном заводе из корабельной стали и представляющий из себя точную копию трамвая, который ездил по городу в 1912 году; причем рельсы, на которых он стоит, самые настоящие, исторические: их взяли в бывшем трамвайном депо.
Место было выбрано не случайно: в 1920 году здесь произошла крупнейшая трамвайная катастрофа: на крутом повороте с рельсов сошли два вагона, в результате чего пострадало не менее десяти человек, а погибло пять…
Памятник трамваю находится в компании двух бронзовых скульптур – вагоновожатого и мальчишки-безбилетника (мальчика «на колбасе»), к которым обязательно нужно прикоснуться на удачу (у вагоновожатого, к примеру, отполирован нос и пуговица на мундире). Внутри вагончика оборудовано уютное кафе, где можно выпить кофе со знаменитым выборгским кренделем.

Материалы подготовлены студентами СПбГУ при поддержке Комитета по печати Ленинградской области