Выборг полон загадок. В каком-нибудь дворе можно неожиданно наткнуться на деревянную скульптуру. Кто автор – неизвестно, но скорее всего, Александр ЧЕРНОВ, резчик, 20 лет назад переехавший жить в Выборг.

За плечами у Александра Чернова журналистика и предпринимательство, но так получилось, что хобби стало делом жизни. Скульптуры любого размера, деревянные детали старинного оружия для реконструкторов, плотницкие работы, мастер-классы по дереву для детишек. Всё это умеет Александр Чернов. Самая известная его работа – «Святое семейство» – долго стояла в парке Ленина. Веранду одного из кафе на Смоляном мысу украшает фигура русалки. В усадьбе известного выборжца установлен огромный орел с распахнутыми крыльями. Сколько всего за двадцать лет был сделано работ, Чернов не считал, поэтому и не помнит. Ваял, дарил, жертвовал, делал на заказ. И не только в Выборге. По разным городам и за границей разбросаны его деревянные скульптуры.
Нынешнее место обитания Чернова можно определить, даже не зная, где он живет. Во дворе старого финского дома стоит выразительная многофигурная композиция и несколько мощных обрубков деревьев, которые привозят по знакомству. Девать их некуда, а здесь пригодятся. В старом здании Александр поселился несколько лет назад, временно. Дом шёл на расселение, и его облюбовали бомжи и разные подозрительные личности. С появлением «сторожа» непотребства прекратились, в окнах появились цветы и рассада, которую Александр выращивает для своего участка в одном из поселков района.

Чернов перебрался в Выборг в 2004 году: поближе к маме, чтобы обустроить её быт. Прижиться в новом городе оказалось не так просто.

Выборжцы – непростые ребята: поначалу неприветливые, но потом открываются, идут на контакт и помогают, – так характеризует Чернов жителей города.

Когда встал вопрос о жилье, Александр присмотрел пустующее тогда здание на улице Водной заставы, 4. Сейчас это всем известный музей «Рыцарский дом» или Костёл святого Гиацинта. А тогда из здания только что выехала Детская художественная школа. Стояло оно заброшенное, заколоченное, с выбитыми стеклами, и когда Чернов попросил аренду, администрация не отказала.

Окна и унитазы были разбиты, паркет вспучило, ни одной лампочки. На полу камни, которые бросали в окна местные мальчишки. Я начал думать, что делать с разрушающимся зданием, – вспоминает Александр.

Как ни странно, помощь начала приходить от незнакомых людей. Какая-то женщина принесла чайный сервиз, мастер-стекольщик – ненужные стекла. Постепенно застеклили окна, установили унитазы, поменяли паркет. Чернов развернул в обновленном доме активную культурную жизнь: мастер-классы для детей, фестивали, концерты, выставки детского рисунка, ярмарки. Три-четыре года все было хорошо. А потом под крыло к Чернову попросился один авторитетный бизнесмен и, как лиса в детской сказке, вытеснил хозяев из обихоженного дома.

История с Рыцарским домом нерадостная, но биться головой об стену не стоит, считает Александр. Если пути нет, значит, надо найти другой и всегда слушать внутренний голос. Дело всегда найдется. Дебют мастера в новом городе случился неожиданно.

Шел на электричку по парку Ленина, увидел 400-летний, как я тогда думал, клён, в который ударила молния и отбила верхушку. Он дерева остался ствол и три толстых обрубка ветвей, – рассказывает Александр. – Смотрю и понимаю, надо что-то из него сделать. Отменил поездку в Гамбург и начал ваять «Святую троицу» – лики Божьей матери, Иосифа и младенца Христа.

Случилось это 2 августа, а на 13-е было назначено открытие кинофестиваля «Окно в Европу». Тогдашняя городская администрация попросила Чернова открыть памятник к фестивалю, и он смог это сделать, хотя клён оказался твёрдым дубом, от которого отскакивал топор. Чернов тогда стал героем газетных и телевизионных репортажей, а местные жители дали ему кличку «Дятел» за беспрестанный стук топором. Как удалось так скоро выполнить эту работу, непонятно. Высшие силы помогли, уверен Чернов.

«Святое семейство» было объектом поклонения молодоженов. К нему приезжали свадебные кортежи, невесты целовали Иосифа в нос, а гости совали деньги во все щели. Как рассказали Александру местные бомжи, здесь каждый день можно было собрать пластиковое ведерко мелочи. Недавно «Троицу» из парка убрали, говорят, дерево пришло в негодность. Где сейчас его работа, Александр не знает. Известно лишь, что, когда скульптуру демонтировали, мимо проходил молодой человек, которого Чернов когда-то учил резьбе по дереву. Он упросил рабочих отпилить лик Иосифа и отдать ему.

Немало историй происходило с работами Чернова. Украли «Бегущую по волнам» со Смоляного мыса. Сначала торговались, а когда получили отказ, просто приехали на тонированной машине, загрузили и увезли. Хозяин кафе расстроился и заказал новую. Там она стоит и сегодня. Эта пропажа – не единственная, исчезали со двора скульптуры поменьше размером. К кражам Чернов относится философски, лишь одна потеря сильно опечалила. Весной сгорел дом в посёлке, куда он собирался перевозить маму. Не пострадал от огня только инструмент, который Александр собирал годами, причём многое дарили люди. Стамески, молотки, киянки – всё, что нужно, чтобы работать не только самому, но и детишек учить. Как православный человек Александр выбрал служение детям в качестве послушания и успешно этим занимался не один год. Жаль, что сегодня в Выборге его услуги не востребованы – ни как мастера резьбы по дереву, ни как преподавателя.
Выборг – город мистический, непростой, учитывая историю, смешение народов, религий и событий. Чернов ваяет, в основном, духовные образы, получаются они суровыми и непохожими на привычные православные лики. С ними как будто возвращаешься во времена до крещения и прихода крестоносцев, когда здесь жили язычники-карелы. Автор рассказывает, что каждая работа рождается по толчку извне, по наитию.

Я подхожу с топором и стамеской и начинаю отсекать лишнее, – говорит Александр.

Так родились «Троица», «Андрей Первозванный», «Николай Угодник» и многие другие. Вот фигура Михаила Архангела, повергающего дракона, в фигуре которого аллегорически изображен Князь тьмы. Добрые люди, говорит Чернов, вспомнили о нем и привезли во двор большое бревно липы. На создание цельной скульптуры без склеек и вставок понадобилось три месяца.

Непонятно, как можно было без эскизов и моделей, на глаз, создать такую сложную скульптуру. Похоже, не обошлось без помощи свыше. Хочется надеяться, появятся в общественных пространствах нашего города работы выборжца Александра Чернова, доступные для знакомства широкой публике.

Материалы подготовлены студентами СПбГУ при поддержке Комитета по печати Ленинградской области