Весна 1903 года в Выборге оказалась ранней – в газетной публикации отмечено, что первая песня жаворонка раздалась в окрестностях города уже 10 марта (правда, возникает вопрос – откуда так точно это узнали?), и тогда же «над парком Монрепо протянулись первые лебеди», а в Лауритсала (тогда считавшейся окрестностями Выборга, а сейчас являющейся частью города Лаппеенранта) даже слышался гром!

Эта заметка в «Финляндской газете» была напечатана в рамках инициативы известного ученого-лесовода Дмитрия Кайгородова, приглашавшего читателей присылать свои наблюдения за природными явлениями на адрес его отца в Выборге. Нестор Никифорович Кайгородов был тогда комендантом Выборгской крепости. По сведениям краеведа Сергея Глезерова, это был хороший, честный служака, из-за своей доброты к солдатам уволенный позднее со службы «без мундира и без пенсии» – правительство сочло, что он недостаточно активно боролся с революционными настроениями.

Именно генерал-лейтенант Кайгородов принимал в Выборге губернатора И. И. Бобрикова. По льстивому утверждению газеты, для солдат редко выпадали такие «светлые, праздничные дни», и они были так рады, что специально к приезду Бобрикова убрали пристань «атрибутами морского минного дела, увешанными гирляндами из зелени», а затем выборгская крепостная минная рота продемонстрировала высшему начальству показательные взрывы. Губернатор остался весьма доволен и всех похвалил.

Культурная жизнь города тем временем шла своим чередом – увеличилось число посетителей городской библиотеки: «Подписчиков было: 251 годовой, 83 полугодовых и 1183 месячных» (на 1902 год). «Число лиц, собиравшихся в библиотеке в часы выдачи книг, иногда бывало настолько велико, что время выдачи приходилось значительно удлинять» – вот он, несомненный признак популярности, которого так не хватает в наше цифровое время! (Речь здесь идет пока не о библиотеке  Алвара Аалто, построенной в 1927 году, а о ее предтече, сформированной в конце XIX века и временно размещенной в здании на нынешней улице Ушакова, 6.) И, как ведется, многие читатели книг не возвращали, «вследствие чего состав библиотеки значительно пострадал».

Рыночная площадь

Также в те годы жители Выборга наконец-то дорвались до кино,  – недаром в одном из номеров газета сожалела о популярности воскресных чтений, упавшей, «может быть, под влиянием увлечения кинематографом».

А теперь заглянем в другие слои выборгского общества – некий И. Карихтула, служа в Выборге «у одного хозяина извоза», в ходе своей деятельности украл у крестьянина Е. Покки 1100 марок, а потом уволился, разменял в банке в Вильманстранде кредитный билет и «уехал потом на каукаский завод за своей невестою, чтобы купить с нею в городе обручальные кольца». Но радость его оказалась преждевременной – как раз, когда влюбленные примеряли кольца в магазине, явилась полиция и препроводила Карихтулу куда надо.

Аттракционы у бастиона Панцерлакс

Еще одна история на ту же тему и тоже с романтическим флером – один не названный по фамилии в местной хронике офицер возвращался в Петербург на поезде после вечеринки в Выборге. Надо полагать, вечеринка удалась, потому что офицер то и дело засыпал, однако «прелестная блондинка», сидевшая поблизости, несколько раз будила его, чтобы узнать, который час. Пробурчав ответ, офицер снова засыпал. А пробудившись в Белоострове, он не нашел уже ни блондинки рядом, ни часов на себе…

Обилие публикаций на криминальную тематику свидетельствует в том числе о плачевном положении многих выборгских обывателей. В 1909 году безработные Выборга и Выборгской губернии даже послали к губернатору депутацию с просьбой об учреждении бесплатных столовых, но получили ответ, что у города нет на это средств и вся надежда только на частных благотворителей. Не будем фантазировать, как отреагировали на этот любезный жест те самые частные благотворители, – ведь дел у них в Выборге и так было невпроворот…

Торккелинкату (проспект Ленина)

Автор: Мария Ланда