Строительство нового краснокирпичного здания в неоготическом стиле на углу Екатерининской (ныне — Крепостной) и Поссеской (ныне — Советской улиц) в Выборге началось в 1889 году, а 3 декабря 1893 года церковь была освящена.

Таким образом, серьёзное для конца XIX века архитектурно-градостроительное решение было воплощено за сравнительно короткий срок. Причиной постройки послужило то, что во второй половине XIX века церковь сельского прихода, находящаяся в здании Доминиканского монастыря, уже не могла вместить всех прихожан. Было принято решение о строительстве нового, большего по размерам здания кирхи для финской городской общины, образованной в 1881 году. Архитектурный конкурс выиграл выборгский архитектор Эдуард Диппель.

Фото: wiipuri.fi
Фото: wiipuri.fi


Своды церкви были расписаны художником Лаури Вялке, алтарное изображение было создано живописцем Пеккой Халоненом, резная деревянная кафедра была работы скульптора Ханнеса Аутере. В 1895 году финский органный мастер датского происхождения Йенс Александер Цакариассен изготовил для храма 45-регистровый орган (в то время — самый большой в Финляндии). Этот инструмент заменили в 1929—1930 гг. ещё более крупным органом фирмы «Братья Ригер» (Gebrüder Rieger), изготовленным в Силезии. Инструмент имел 76 регистров, 4 ручных клавиатуры, педаль, более 4500 труб и относился к числу крупнейших в Северной Европе.

Фото: Eino Partanen

Новый кафедральный собор в Выборге был сравним не только с такими доминантами, как Петропавловский собор в Петербурге или кафедральный собор в Калининграде, но и уникален как шедевр северной готической архитектуры. Хотя известнейший выборгский архитектор Уно Ульберг, занимавший пост главного архитектора Выборга, считал, что собор не имеет ни исторической, ни архитектурной ценности.


Здание кирхи получило большие повреждения во время Советско-финляндской (1939—1940) и Великой Отечественной войн. В декабре 1939 года от бомбардировки советской авиацией пострадала апсида собора. В 1940 году после передачи города СССР ленинградская комиссия по охране памятников отнесла собор к списку ценных архитектурных объектов, но восстановлен он не был. Ещё больший ущерб нанесли зданию авиационные бомбёжки в ходе Великой Отечественной войны. В 1953 году стены храма были взорваны под предлогом строительства нового здания Выборгского театра, которое, однако, так и не началось.

Фото: wiipuri.fi

В настоящее время сохранились фундамент и цоколь здания с подземной частью. Центр средокрестия собора отмечен клумбой с постаментом из гранитных блоков взорванного собора, на котором в послевоенное время размещался памятник Сталину, затем — изображавшая пионеров скульптурная композиция «Счастливое детство», позднее — декоративный вазон. С 21 апреля 2017 года на постаменте с вазоном находится памятная гранитная плита, посвящённая истории храма. Она установлена по инициативе петербургского архитектора-реставратора Игоря Львова.
Необходимость воссоздания Нового кафедрального собора определяется не только его исторической ценностью, но и возможностью расширения его функций. Он может использоваться в качестве концертного зала, где можно наслаждаться органной музыкой, проводить интерактивные и образовательные программы, устраивать музейные экспозиции

Подготовила Ольга НАБАТОВА