Какой отдых выбирают россияне? Кто-то мечтает поваляться на благоустроенном пляже, и верх романтизма в этом формате – вечер в ресторане с бокальчиком любимого напитка, кто-то в поисках новых впечатлений отправляется на Камчатку, кто-то выезжает на лесные озера. Но есть и еще один вид путешествий – яхтинг. Вот это – настоящая романтика!

Недавно вернулась из большого путешествия к северным морям яхта «Spray» из поселка Прибылово. Капитан судна Алексей ПАВЛОВ и старший помощник Евгения БАБАЕВА рассказали нашему корреспонденту, куда, зачем и как ходила яхта.

Мероприятие под названием «Северный поход-2023» организовали петербургские мореходные классы. Основные задачи путешествия – закрепить на практике полученные курсантами знания по управлению парусными судами и проверить пригодность маршрута для туристического яхтинга. Для этих целей «Spray» – двухмачтовый шестнадцатиметровый кетч водоизмещением 25 тонн, на котором спокойно можно ходить по северным морям, подошел идеально. Экипаж состоял из российских и белорусских яхтсменов.

Конечно, путешествие нельзя назвать увеселительной прогулкой: Алексею (он владелец и капитан яхты) за полтора месяца вряд ли удавалось поспать больше трех часов в сутки, приходилось уходить от гроз, не раз попадали в шторм, боролись со штилем и даже… спасали зайца. И всегда присутствовал человеческий фактор: по условиям похода экипаж менялся семь раз.

Но, невзирая на сложности, участники похода с успехом выполнили все поставленные задачи. Маршрут был насыщенным: Прибылово – Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Онега – Свирь – Онежское озеро – Петрозаводск – Кижи – Медвежьегорск – Беломорско-Балтийский канал – Беломорск – Соловки – Кемь – Соловки, остров Немецкий Кузов (это самая высокая точка Белого моря) – Чупа (10 морских миль до Полярного круга). Был план перейти в Умбу, на другую сторону Белого моря, но в этот раз не получилось. Потом примерно тем же путем возвращались обратно, но с посещением Валаама. Суммарно яхта прошла около 2000 миль. До Чупы капитаном яхты был Андрей АЛДАКУШИН. Он из Белоруссии, занимается обучением и подготовкой яхтсменов.

Первые сильные впечатления – это мосты Петербурга. Их специально разводят для прохода негабаритных судов, чаще всего яхт. Пройти под мостом – отдельный вид искусства. Для этой цели нанимается лоцман, который помогает рулевому точно пройти фарватер. Береговым службам дается информация о высоте яхты от уреза воды, и мост открывают, но не на всю катушку, а на один-три метра выше, чем высота судна. Поэтому снизу создается ощущение, что мачта вот-вот заденет мост, однако все мосты были пройдены чисто и красиво.

Впечатлили Верхние Мандроги. Это туристическая этно-деревня, место атмосферное, созданное с любовью и бережным отношением к истории. Туда перенесли настоящие старинные дома из Новгородской области. Можно посмотреть на избы, терема, полюбоваться работой ремесленников, есть даже Музей водки, где собрано около 4000 разновидностей горячительного напитка. В общем, интересно.

Алексей вспоминает Кижи. Подошли к ним ночью. Вид, который открылся с воды, запомнила вся команда: гладкая вода, которая таинственно освещается огромной луной, лунная дорожка как будто прокладывает путь яхте, и купола церквей… Незабываемое зрелище.

К Соловкам они подошли ранним утром. И как только убрали парусное вооружение, престали шуршать шкоты, – начали звонить к заутрене. Перезвон длился минут пятнадцать и также произвел неизгладимое впечатление. Евгения запомнила отход с Соловков: утренний туман, в котором растворяются очертания монастыря, а прямо по курсу появляются другие островки, и все это в тишине… По мнению Евгении, все ночные вахты по-своему прекрасны, белые ночи каждый раз создают неповторимую атмосферу на воде. Одна ночь в оттенках розового цвета, другая – стального серого, но от пейзажа неизменно дух захватывает.

На Валааме попали в грозу. Это тоже было зрелищно: купола монастыря, суровое северное небо и молнии, освещающие силуэты строений…

Вся команда просто покорена пейзажами и водой Белого моря! Прозрачность воды такая, что видно, как на семиметровой глубине передвигаются морские звезды, а перед носом яхты расходятся разноцветные медузы.

Не обошлось и без курьезов. Где-то рядом с Беломорском пришлось спасать зайца. Во время прохода через Беломорско-Балтийский канал с ворот шлюзовой камеры в воду неожиданно свалился косой. А проход через шлюзы этого гидротехнического сооружения не так-то и прост: вода поступает спереди, поэтому начинается болтанка. Но команда справилась: и судно удержали, и зайца умудрились выловить сачком. Встал вопрос, что делать с ушастым нелегалом? Решили переместить спасенного на ближайший остров. Спустили шлюпку, поплыли к острову. А заяц от стресса вырвался, сиганул в воду и поплыл в открытое, можно сказать, море. Однако спасатели не сдались, еще раз выловили паникера, и успешно высадили его на сушу. Видимо, так и появляются заячьи острова.

Попадали и в штормы. Особенно сложно было на Белом море. По картам яхта могла укрыться в бухте, а по факту в этой бухте были банки (выступающая порода под водой), и серьезный риск разбиться. Так и болтались всю ночь на входе в бухту, неся тревожную вахту, чтобы и к большой воде не тянуло, и на банки не кинуло…

А сейчас участники похода ждут следующего сезона, чтобы опять встретиться и опять пойти навстречу приключениям.

Мария Шевцова