В одном из первых путеводителей по Выборгу, изданном в 1894 году Н. Федотовым, в первом разделе туристам даётся такой совет: «Запасайтесь в Петербурге вином и закуской, тем более что в Финляндии, в ресторанах и  гостиницах, за исключением гостиницы на Иматре, торговля в воскресные дни собственно крепкими напитками разрешена только с 6 часов вечера, все же прочие торговые заведения, кроме булочных и аптек, бывают совершенно закрыты…»

Что лучше выпить

Автор путеводителя очень нелестную оценку даёт водке, производимой в Финляндии, «которая, вероятно, вследствие дурной её очистки, очень неприятна на вкус и гораздо крепче нашей водки, которую шведы и финны называют «петербургской водицей». Туристам, пожелавшим выпить и закусить в гостинице или ресторане, настоятельно рекомендуется «спросить «смергосбурд» – небольшой графинчик водки и несколько различных закусок к нему. Это обойдётся в одну финляндскую марку с человека. То же и два горячих блюда обойдутся в две с половиной марки. Кофе и чай выгоднее требовать стаканами, нежели порциями…»

Ещё любителям спиртной экзотики советуют заказать обожаемый тогда шведами напиток «тоди» – это кофейник, графинчик хорошего коньяка и сахар, стоимостью 60 пенни. Для сравнения – в буфете на станции Выборг за одну рюмку водки, независимо с бутербродом или без, заплатить нужно было 40 пенни, а лёгкая закуска стоила 1 марку. Буфеты на промежуточной станции Терийоки (Зеленогорск) вообще делились на три класса. Здесь поезд из Питера останавливался на 20 минут для лёгкого таможенного досмотра, и желающие выпить рюмку водки могли выбрать, заплатить ли им за это удовольствие 10 копеек или втрое дороже. А в любом столичном магазине поллитровка «русской» стоила всего 5 копеек.

Кстати, 1 финляндская марка в то время равнялась российскому серебряному четвертаку, кредитный же рубль непосредственно в России в переводе на «финку» ценился гораздо выше. Поэтому туристам и путешественникам советовали «озаботиться разменом русской монеты на финскую в Петербурге, в особой кассе на станции». Там же выгоднее было сразу купить и обратный билет, действительный в течение четырёх суток, не считая дня его покупки. Иначе в Выборге его пришлось бы покупать уже по курсу рубля.

Где отобедать…

Гостиничный бизнес в Выборге в конце 19-го – начале 20-го веков, что называется, процветал. К услугам туристов в 1880 году на Пииспанкату, 6 (Подгорная) была выстроена четырёхэтажная самая популярная гостиница «Антреа» (сгорела и была разрушена во время Зимней войны).

Одна из старейших в городе гостиниц – «Бельведер» на Салаккалахденкату, 11 (набережная 40-летия Комсомола) на 37 номеров была основана в 1868 году и находилась поначалу в парке Торккели. На Реполанкату (ныне Вокзальная) находились небольшие гостиницы «Патрия», «Континенталь» и «Суоми» (здания не сохранились). Гостиница «Рауха» по Моунункату (Димитрова) на 28 номеров продолжала функционировать до 1944 года.

На Пунайсенлахтеенкату (ул. Ушакова) в маленьком трехэтажном здании располагалась гостиница «Финляндия» (разрушена во время Зимней войны). Ещё в городе были открыты дома приезжих – «Кескус», «Иматра», «Тойвола», «Хоспис», «Париж»…

По обилию клубов, баров, закусочных, кафе и ресторанов даже современный Выборг едва ли достиг уровня дореволюционного. Например, знаменитая «Круглая башня» делилась на 3 класса. Третий этаж вмещал 130 посетителей, а на улице, где был установлен деревянный помост для увеселительных шоу, располагались посадочные места 3-го класса, обслуживавшие большей частью посетителей и торговцев с Рыночной площади. До войны ресторан был самым знаменитым в Финляндии.

На Прогонной (Карьяпортинкату) приезжих зазывал ресторан «Карьяпортти» с изысканным меню. На Пионерской (Торикату) – ресторан «Лехтоваара». В парке Торкелинпуйсто – ресторан «Эспиля», где летом могло одновременно отдохнуть до 300 человек. Наиболее популярным у школьников и студентов было кафе «Пурсиайнен» на Торккелинкату (Ленина), главным образом за счёт хорошей выпечки. На живописном берегу мыса Терваниеми располагался деревянной постройки ресторан «Анна».

Свои кафе и рестораны были практически в каждой гостинице. По действующему с 1887 года закону все эти заведения открывались не ранее 13 часов.

Возвращаясь к рекомендациям путеводителя, хотелось бы отметить, что «шведы и финны, за небольшими исключениями, вовсе не говорят по-русски и даже совершенно не понимают этого языка, что, конечно, представляет большое неудобство, особенно в том случае, если вы, зная только русский язык, принуждены остановиться в гостинице или ресторане…»

Великие на Карельском

Особой популярностью в любой сезон у жителей Петербурга пользовался дачный отдых. В Выборгской губернии отдыхающие семьями и индивидуально практически в любом местечке могли снять усадьбу на срок от нескольких дней до нескольких лет.

Многие именитые наши соотечественники, подобно Илье Репину, имели на Карельском перешейке собственные дачи. Например, в деревне Кунттила было имение знаменитого ученого, профессора медицины Сергея Боткина. В Райволе в летние месяцы любил вместе с семьёй отдыхать известный русский живописец Василий Верещагин. Недалеко от посёлка Рощино, по рекомендации врачей, какое-то время проживал Самуил Маршак. В Терийоки и в имении Тамала (Заходское) с 1907 по 1916 годы останавливался выдающийся этнограф Лев Штернберг. В деревне Неувола, близ станции Мустамяки (Горьковское) снимал с семьёй дачу композитор Михаил Гнесин.

В конце 19-го столетия близ станции Каннельярви, на берегу озера Халиленярви, основал первый в России специализированный противотуберкулёзный санаторий «Халила» доктор медицины, действительный статский советник Иван Габрилович. Он же позднее стал и главным врачом санатория. В те времена, когда «чахотка» считалась смертельным заболеванием, подобные лечебницы вселяли в людей надежду на выздоровление.

Знаменитый некогда карельский хвойный лес, обилие озёр и рек, безупречная экология принесла перешейку и Выборгской губернии в своё время громкую славу лучшего туристического центра на северо-западе России.

Сегодня отрадно видеть, как возрождаются туристические традиции нашего города, привлекающего внимание гостей со всех уголков страны. 

Александр Дмитриев