Летом Выборг привлекает туристов не только архитектурными памятниками, но и концертными программами, на которые не так-то просто достать билеты. Классика становится модной, слушатели тянутся к исполнителям академической музыки, и отдельная благодарность тем людям, которые занимаются продвижением этого направления в искусстве.

Шестнадцать лет – как один миг…

Директор музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга» Елена ПЕРОВА рассказывает, что 16 лет назад группу музыкантов объединила идея создать фестиваль камерной музыки как историю возрождения атмосферных музыкальных традиций, присутствовавших в жизни дачников на Карельском перешейке:

Наш обычный маршрут: Репино – Комарово – Зеленогорск – Выборг. Были концерты и в Рощино, и в Сестрорецке, и мы рады, что появилась новая точка на карте – парк Монрепо. До этого, когда реставрировалась библиотека Алвара Аалто, проводили гала-концерты в гимназии, после окончания ремонта – только в библиотеке. В Рощино мы показывали программу, посвященную Эдит Сёдергран, в Сестрорецке нам потребовался большой концертный зал, потому что тогда в фестивале принимали участие хоровые коллективы.

В былые годы наш фестиваль иногда включал в себя до 12 концертов. За 16 лет мы подготовили публику, и люди сейчас ждут фестиваль, а поначалу слушателей было гораздо меньше. Сейчас на концертах камерной музыки в Выборге аншлаги, думаю, что в этом есть и наша заслуга. 

В нынешнем году участники фестиваля выступали в Репино, в библиотечном саду поселка Комарово, в Главной усадьбе парка Монрепо, которая гармонично вписалась в общую концепцию.

Репетиции на берегу залива

Художественный руководитель фестиваля, заслуженный артист России Алексей ГОРИБОЛЬ о Монрепо, о Выборге и о своих музыкантах: 

Вот уже шестнадцатый год мы путешествуем по Карельскому перешейку и счастливы, что теперь на нашей фестивальной карте появился прекрасный зал парка Монрепо, с такой любовью отреставрированный. Специально для этого зала была подготовлена эксклюзивная программа с учетом особенностей старинного инструмента. Музыка XIX и начала XX веков здесь звучит просто прекрасно и органично вписывается в окружающее пространство.

Концерт «PROЗРЕНИЕ» – это уникальный вечер в Главном усадебном доме парка. Под аккомпанемент Гориболя пел выдающийся тенор Олег КРИКУН, молодой человек, незрячий от природы, получивший всероссийскую известность на телешоу «Минута славы», где он исполнил композицию, посвященную памяти Энрико Карузо. В зале старинной усадьбы в его исполнении звучали произведения Даргомыжского, Глинки, Чайковского и Рахманинова.

Олег сознательно отказался от больших залов, понимания, что его академическое образование требует другого репертуара. Он хочет, чтобы его голос был естественным, звучал в том тембре, который ему дан от природы, – рассказывает Алексей Гориболь. – Я благодарю свою музыкальную судьбу, что у нас появился этот вокалист.

Сегодня фестиваль «В сторону Выборга» невозможно представить без этого молодого и талантливого певца. Летом на даче Дома композиторов в Репино, на берегу Финского залива музыканты репетируют, общаются, готовят новые программы. У них уже сформировался круг исполнителей, но творческий коллектив всегда открыт для молодежи – в нынешнем году в нем появился уникальный молодой баритон Иван СИЗОВ – на гала-концерте в библиотеке Алвара Аалто он стал настоящим открытием для слушателей. В этом концерте также участвовали лауреат международных конкурсов скрипач Владислав ПЕСИН, один из ведущих московских виолончелистов Рустам КОМАЧКОВ, солистка Метрополитен-опера меццо-сопрано Олеся ПЕТРОВА, баянист Владимир РОЗАНОВ. Были, конечно, и молодые музыканты – гитаристы Егор СВЕЖЕНЦЕВ и Александр КРЮЧКОВ (сын актрисы Светланы КРЮЧКОВОЙ).

Раньше фестивальные концерты проходили также в Финляндии, да и финские музыканты приезжали в Выборг. В одной из программ они исполняли произведения Йозефа Гайдна, написанные специально для Монрепо. Известно, что барон Николаи играл на виоле, и финские музыканты привезли тогда три трио Гайдна, которые звучали в парке при жизни его первых владельцев.

Многие обратили внимание на то, что Гориболь стал частым гостем Выборга. Когда ваш корреспондент обратил внимание Алексея Альбертовича на это обстоятельство, тот довольно улыбнулся:

Это мне как бальзам на душу. Одна моя подруга-знакомая однажды спросила: где-стариковать-то будем? Выборг – это один из вариантов, особенно, если иметь здесь квартиру с видом на залив…

Монрепо изменился просто замечательно, и Выборг меняется к лучшему. Огорчает только одно: мой любимый дом Говинга на Крепостной, шедевр архитектуры, до сих пор стоит с разбитыми окнами. Мы видели, как из этого дома постепенно исчезали изразцы, бронзовые дверные ручки. Праздником моей души станет, когда его отреставрируют.

А может быть, здесь живут эльфы?

Олег Крикун живет в Петербурге с 2015 года и практически не имел раньше здесь друзей среди музыкантов, так как окончил консерваторию в Ростове-на-Дону. Олег рассказывает, что жизненный путь у него довольно извилистый, пробовал себя даже в социальной работе. Но понял, что не представляет свою жизнь без музыки, и тут ему предложили показаться Алексею Гориболю:

Можно сказать, что я экзотический певец со специфическим голосом и манерой исполнения, и мое отношение к академической музыке тоже не всегда было однозначным. Но Алексей принял меня как певца!

Он делает музыку полуторавековой давности такой, как будто она написана вчера. Берет ее из прошлого и делает актуальной. Не позволяет себе ничего в ней изменить, не делает никаких современных обработок. Все происходит на каком-то неуловимом уровне –  просто он в музыке живет и горит, а поскольку Алексей современный человек, она в нем «осовременивается». Очень важно, что он общается с молодежью, и готов всегда ее поддержать.

Благодаря ему, я снова полюбил академическую музыку, понял, что больше без нее жить не смогу. Алексей принял меня таким, какой я есть, не побоялся взять в свой круг музыкантов.

О своем вокале Олег сказал еще, что, во-первых, Алексей Гориболь – пианист, который задает высокую планку, во-вторых, огромную роль для него играет отклик слушателей:

Контакт возникает с первыми аплодисментами: слушатели, которых я не могу увидеть, сразу становятся близкими. И в этот момент начинается совсем другое звучание, потому что я чувствую: пою для конкретных людей, которые становятся очень значимыми. Их реакция меняет и музыку, и пространство. Сегодняшний невероятно милый, чудесный по акустике зал – пространство, которое идеально подходит для моего голоса.

Ощущения, которые рождаются в Выборге, и в парке настраивают на то, чтобы все сделать классно. Поэтому моя заслуга невелика, – здесь все сошлось, и получилось здорово!

В репертуаре вокалиста не только романсы, он говорит, что музыка может быть совершенно разная и в следующую встречу программа будет совершенно другой, музыкант сейчас в стадии поиска.

Выборгский парк Монрепо Олегу кажется сказочным, он говорит: такое ощущение, что здесь живут эльфы!

Ольга Набатова