Экскурсию по экологической тропе государственного природного заказника «Кивипарк» для участников проекта «Зелёное ожерелье: Кивипарк и Гладышевский» провёл Владимир БАБИЦКИЙ.

Для нас очень странно представлять себя жителями тайги – кажется, что тайга это Сибирь, морозы, холод, далеко и страшно. Но на самом деле мы живём в южно-таежной полосе с достаточно простым лесом.  Это в первую очередь хвойные породы деревьев, привычные ели и сосны.

Любой экологический маршрут, вне зависимости от расстояния, местоположения и прочего – это заданное направление для того, чтобы даже неподготовленный турист мог с комфортом и безопасно для себя посетить лес.  Вообще-то человек вырос в лесу, кормился и спасался им, строил жилища, но потом ушел из леса, стал городским жителем, перестал понимать и чувствовать его.

Стоянки человека на Карельском перешейке относятся к каменному веку, примерно около 5-6 тысяч лет назад. Люди шли вслед за животными, которые уходили за ледником, сформировавшим территорию нынешней Ленинградской области. Деревни, которые здесь располагались по меньшей мере с первой половины 16 века, существовали на протяжении многих сотен лет. Преимущественно, конечно, это были постройки второй половины 19-го и начала 20-го века, на экотропе Кивипарка попадаются такие элементы, как старые воротные стойки, межевые камни, прошли мы и мимо развалин финской усадьбы.

Пейзажная экологическая тропа протяженностью 12 километров проходит вдоль залива, на ней обустроены несколько смотровых площадок. Экскурсанты разделились на две группы: первая прошла 3,5 км и после небольшого привала вернулась в начальную точку. Вторая, также в количестве 20 человек, трезво оценивших свои физические возможности, отправилась покорить весь маршрут, давая себе отчет в том, что через 4,5 км от начала небольшой участок тропы труднопреодолим – метров 800 пути проложены вдоль берега по камням.

Пока идем по самой тропе, клещей опасаться не стоит. Многие, особенно юные экскурсанты, считают, что клещ, как стервятник, сидит где-то на ветке и ждет, чтобы спикировать тебе на голову. На самом деле основное место бытования клещей – трава.

– Полежать на травке, оставить свои вещи – это гарантированный способ подцепить клеща, – говорит экскурсовод. – Три года назад у меня был абсолютный антирекорд: за три недели походов по лесам штук 8 поснимал и с одежды, и уже впившихся…

В заказнике произрастают два вида лишайника, похожих на волосы, и описанных еще во втором веке до нашей эры одним из древнегреческих ученых.  Как индикаторы чистоты, они живут только в исключительно чистом воздухе.  Вообще же на Карельском перешейке мы можем найти порядка 500 видов самых разных лишайников. Для того, чтобы у лишайника выросло «туловище», ему нужно в среднем 60 лет. Но при этом мы видим, что на недавно загнившем дереве он растет сам по себе. Ягель (олений мох) тоже относится к этому виду. Помните: если вы топчетесь на площадках ягеля, то полностью убиваете его.

Страшный урон наносят лесам пожары. А вот сиреневый цветочек вереска – один из самых главных в нашем лесном хозяйстве – не страдает от того, что сгорает. Низовому пожару не выбить корневую систему вереска, которая уходит достаточно глубоко, вереск подпитывается собственной золой и начинает расти еще гуще. Это один из защитных механизмов леса.

Сотни миллионов лет назад здесь были подводные вулканы, которые свою лаву выдали на поверхность, и она сформировала гранитный ландшафт. Кивипарк – это не только материковая часть, к нему относятся несколько небольших островов Выборгского залива со скудной растительностью. В «Кивипарке» одним из самых главных охраняемых объектов являются прибрежные растительные образования, в целом же берег достаточно безжизненный. А вот птиц здесь много, в том числе есть и морские прибрежные виды.  Скопа, которая питается рыбой, живет на островах и полуостровах заказника.

Особо охраняемые территории здесь существовали еще с конца 70-х годов: территория «Кивипарка», Берёзовые острова, еще ряд территорий относились к очень большой охраняемой приграничной зоне, которая существовала до начала 90-х годов. Потом ее частично ликвидировали, частично разделили. Самые старые памятники природы и заказники образованы полвека назад, а «Кивипарк» в этом статусе с 2012 года. Экотропа организована в 2021 году. До 2035 года в Ленинградской области планируется появление еще примерно 90 охраняемых территорий.

– У меня большая просьба ко всем. Мы очень часто ездим в лес, видим большущие муравейники, бежим к ним фотографироваться, но то, что мы видим сверху муравейника – это как вершина айсберга, – обращается Владимир к посетителям экотроп. – Все самое нужное для муравьев находится под землей, и заметно шире, чем сама площадь муравейника. Когда вы подбегаете близко, вы разрушаете ту систему, которая находится внизу. Напомню, что один муравейник защищает гектар леса от вредителей. В Линдуловской роще нам некоторые муравейники пришлось огородить по радиусу до полуметра.

Любопытно, что в мире насчитывается 140 тысяч видов муравьев, и у всех у них свой собственный запах.

В группе экскурсантов – участников проекта была Наталья ЗИТЕРОВА из Ярославля. В восторге от нашего небольшого путешествия, она рассказала, что приехала отдохнуть в санаторий, познакомилась с людьми и уверена: такие прогулки улучшают настроение и самочувствие.

Проект Центра всестороннего естественного оздоровления, развития человеческого капитала и охраны окружающей среды реализуется на средства гранта из областного бюджета Ленинградской области. Генеральный директор Центра Наталия АРЫКИНА считает, что важно рассказать людям о возможностях путешествия по экотропам. Начали с обучения участников проекта, так Владимир КОЧЕТКОВ рассказывал им, как снимать, как монтировать видео, как размещать его, чтобы было больше просмотров. Ведь конечный этап предусматривает конкурс видеороликов. В конкурсе учитываются три критерия: блогерская оценка, съемка и монтаж.

Ольга НАБАТОВА