Заказчиком проекта одного из самых красивейших выборгских зданий, получившего название «Гранитный дворец», был известный выборгский предприниматель, общественный деятель и меценат – Вильгельм Хакман (1842-1925), а компания «Хакман и К0» являлась крупнейшим торговым домом в Финляндии.

Этот дом, как и все старинные здания, имеет свою историю. Он крепкой невидимой нитью связывает воедино судьбы нескольких поколений семьи Хакман. На  фасаде высечены две даты: 1790 и 1816, но ни одна из них не относится к году  постройки. Здание было возведено гораздо позже – в 1908 году.

Тысяча семьсот девяностый год

Первая дата указывает на время возникновения компании, которая была основана дедом Вильгельма Хакмана, Йоханом Фридрихом Хакманом. В начале 1790 года, будучи независимым выборгским купцом, он написал свое первое коммерческое письмо. Йохан Фридрих родился в 1755 году в Бремене, где многие поколения Хакманов были коммерсантами и судовладельцами. После окончания средней школы он поступил на службу в экспортно-импортную компанию Германа Дикандера и дослужился до бухгалтера. В 1777 году кредиторы Дикандера из Германии отправили Йохана Фридриха в Выборг, чтобы он привел в порядок дела компании. Хакман проработал у Дикандера год, после чего решил сам заняться бизнесом. В 1788 году началась война между Швецией и Россией, и в Выборг прибыло много русских войск. Хакман видит в этом хорошую перспективу для бизнеса и становится купцом второй гильдии, тем самым получая права на ведение оптовой торговли. Он занимает деньги на покупку различных товаров, в том числе бренди. После заключения мира в августе 1790 года поставки в русскую армию прекратились, и Хакман успешно распродал свой запас бренди на сумму 3000 рублей.

В последующие годы  позиции коммерсанта как импортера и экспортера значительно укрепились. Его бизнес, начавшийся с продажи таких товаров, как бренди, вино, сельдь, уксус, соль и сахар, расширился и включал в себя пиломатериалы и доски.

Торговый оборот стремительно рос, и в 1797 году Хакман с капиталом в 10 000 рублей вступил в первую гильдию с правом торговать за границей и основывать фабрики. В том же году он основал совместный лесной бизнес с коммерсантом и датским консулом Йоханом Игнатиусом, но под разными названиями компаний.

Год спустя две компании объединились как Ignatius & Hackman.

Хакман был управляющим выборгского клуба «Дер Шпиль», где наряду с офицерами и чиновниками играли в карты и бильярд купцы трёх выборгских гильдий. Именно здесь завязывались новые полезные знакомства и совершались важные сделки.

Женился Хакман довольно поздно. Его избранницей стала Мари Элизабет – дочь купца Йохана Фридриха Лаубе, приехавшего в Выборг из Любека в 1770 году. Свадьба состоялась 5 апреля 1799 года. В конце того же года Выборг поразила серьезная эпидемия гриппа, унесшая жизни родителей Мари Элизабет. Молодожены неожиданно стали владельцами каменного дома семьи Лаубе, загородного поместья, нескольких лесопилок и заводов по производству цикория. Семейное счастье крепло, бизнес процветал. 1 октября 1801 года у них родился сын. Мальчика назвали в честь его отца Йоханом Фридрихом. Хакман продал городу дом Лаубе, который они с женой унаследовали, и купил у  вдовы купца Мартина Сутгоффа  другой каменный дом, который принадлежал семье Сутгофф с середины XVIII столетия. 25 января 1806 года в семье Хакманов родился второй сын Карл Александр.

Однако здоровье главы семейства продолжало ухудшаться, и он все чаще оказывался прикованным к постели. Возможно, причиной этого было его пристрастие к алкоголю и, как следствие, приступы подагры.

Смерть Хакмана-старшего произошла при загадочных обстоятельствах. 20 июня 1807 года на мосту по дороге из города в Херттуалу. Его лошадь и экипаж были найдены на мосту, а  тело самого купца вытащили из воды. В церковной книге немецкой общины было записано: утонул, а в регистрационном журнале: застрелен. Обстоятельства смерти так и  остались невыясненными. По городу ходили слухи, что Мари, будучи младше своего мужа, не отказывалась от маленьких приключений, а также шептались, что второй сын не от него.

По прибытии этого человека  в Выборг в 1777 году в таможенной книге было записано, что купец-подмастерье Хакман привез только сундук с одеждой. Тридцать лет спустя он умер богатым человеком, занимавшим уважаемое положение как в Выборге, так и за пределами Старой Финляндии.

Бывший дом Сутгоффа, купленный Йоханом Фридрихом Хакманов в 1806 году у Софи Яниш, вдовы купца Мартина Сутгоффа. На месте правого крыла этого дома спустя сто лет было построено здание конторы фирмы «Хакман и К». Источник finna.fi

Тысяча восемьсот шестнадцатый

Вторая дата на фасаде здания указывает на год, когда Мари Элизабет Хакман взяла на себя руководство компанией, но это произошло не сразу после смерти ее мужа. Мари был 31 год, когда она овдовела, а старшему сыну еще не исполнилось шести лет. Партнер ее мужа Йохан Игнатиус покинул фирму вскоре после смерти Хакмана, но оставил свой депозитный капитал и название Ignatius & Hackman, которое оставалось таковым до конца 1812 года. Новое название компании «Hackman & Co»  было впервые упомянуто в циркуляре от 31 декабря 1815 года и введено в употребление в начале 1816 года.

Экономическая ситуация в Европе изменилась из-за войны и таможенных пошлин. Торговля лесом и солью пришла в упадок. Но Мари Хакман отличалась чисто мужскими качествами, такими как сила и энергичность, а также деловым чутьем. Она руководила даже самыми мелкими делами, проверяла каждый счет и каждую платежную ведомость. Она говорила о себе: «Бог даровал мне мужской дух».

Фабрика по производству цикория в Херттуале, которую основал ее отец и развивал муж, стала для Мари спасением. Первая партия выборгского цикория была продана в Санкт-Петербург осенью 1798 года. К началу 19 века торговля распространилась на Ригу и Ревель, Польшу и Восточную Пруссию. Плантации цикория и производство в Херттуале расширялись из года в год. Для нарезки и измельчения корней цикория использовали лошадей. Возможно, именно поэтому на фирменных синих бумажных пакетах из-под цикория была изображена скачущая лошадь.

Мари Хакман построила в Херттуале оранжереи и разбила сад. Садоводы  приезжали сюда из Санкт-Петербурга и Магдебурга. В поместье росли редкие фрукты и цветы. Один из писателей того времени упоминал в своих путевых заметках, что Херттуала превзошла Монрепо по своему великолепию.

В 1814 году, после поражения Наполеона и снятия континентальной блокады, торговля и импорт древесины восстановились. Через четыре года экспорт древесины «Hackman & Co» превысил общий объем экспорта других выборгских компаний. И вплоть до 1830-х годов ни один другой город Финляндии не достигал таких показателей. Теперь компания также инвестировала в собственные парусные суда, которые доставляли такие колониальные товары, как сахар, кофе, саго, изюм, миндаль, имбирь, каштаны, инжир, лимоны и апельсины, а также хлопок, портвейн и белое вино.

Йохан Фридрих Хакман-младший

Мари приложила немало усилий, чтобы подготовить старшего сына Йохана Фридриха к работе в компании. Йохан ходил в немецкий лицей, но в 16 лет бросил учебу и стал изучать языки и математику с репетиторами на дому. Как бы странно это ни звучало, Мари научила сына карточным играм, потому что это было очень важно: карточные игры были не только увлекательным, но и полезным занятием. Хакману-старшему как управляющему игорным клубом это было хорошо известно, и Мари продолжала проводить вечера за карточной игрой в своем большом доме.

Только в 1829 году, когда Йохану Фридриху исполнилось 28 лет, а ей – 53, мать приняла сына в качестве своего компаньона. Пауль Валь, сын пастора Августа Валя, становится еще одним ее компаньоном. В новом контракте со своим сыном и Паулем Валем Мари Хакман определила, что ничто важное в компании не может происходить без ее ведома и разрешения.

Младший сын Карл Александр учился в кадетском корпусе во Фридрихсгаме (Хамина). Он не проявлял никакого интереса к бизнесу, и Мари решила, что военная карьера будет для молодого человека неплохим вариантом.

В 1849 году Мари Хакман было более семидесяти лет. В том же году Пауль Валь покинул фирму «Hackman & Co» и основал собственную компанию. Йохан Фридрих Хакман-младший стал единоличным руководителем семейной фирмы.

Мари сохраняла за собой статус «первой леди» до самой своей смерти. Она дожила до преклонного возраста – 89 лет и 7 месяцев – и оставила после себя сына (Карл Александр умер в 1846 году), 12 внуков и 15 правнуков.

После смерти матери Йохан Фридрих Хакман-младший поселился со своей женой Джулией Яниш, дочерью государственного советника Николауса Яниша и Доротеи Фрезе, в большом семейном доме. Он расширил деятельность компании и сам добился уважаемого положения в стране и за рубежом. Щедро поддерживал пенсионные фонды, начальные школы, библиотеки, дьяконство и сирот. На протяжении десятилетий компания была крупнейшим импортером кофе в Финляндии. Компания участвовала в создании газовых компаний, финского сахарного завода и финских пароходств в Хельсинки и Выборге. В то же время были расширены металлообрабатывающий завод в Сорсакоски, механический завод в Выборге, мыловаренный завод и свечной завод в Хави.

Прожив долгую и счастливую жизнь, Джулия умерла в 1878 году, а Йохан Фридрик Хакман-младший скончался в следующем году. Глава семьи оставил огромное наследство детям, а своему преемнику – сыну Вильгельму – большой объем работы и множество сложных заданий.

Вильгельм Хакман

Вильгельм Хакман родился в 1842 году. В течение многих лет он был ближайшим помощником своего отца в семейной компании, а в 1866 году стал ее акционером. В Санкт-Петербурге он отвечал за торговлю компании с Россией и международную переписку. Механический завод в Выборге также находился в его ведении. В 1867 году Вильгельм женился на Элис Томпсон, дочери британского консула Алексиса Томпсона и Марии Теслефф.

В 1908 году на месте правого крыла здания, купленного более ста лет назад Йоханом Хакманом-старшим у Сутгоффов, был построен новый двухэтажный дом с гранитными фасадами, спроектированный лучшими архитекторами Выборга – Гульденом и Ульбергом. Имена талантливых архитекторов были также увековечены на фасаде здания, а год постройки обозначен римскими цифрами MCMVIII.

Левое крыло дома Сутгоффов, представляющего собой двухэтажное здание, было продано городу. В нем располагалось окружное геодезическое управление муниципалитета Выборга.

Будучи любителем искусств, Вильгельм поддерживал скульптора Йоханнеса Таканена, художника Юхо Риссанена и композитора Яна Сибелиуса. Первая мраморная скульптура Таканена «Венера и Амур» прибыла из Рима в Выборг в 1875 году. В 1913 году художник  Риссанен написал семиметровую картину для верхнего зала дома Хакмана под названием «Воскресное посещение молодых девушек».  В 1901 году Сибелиус, получив долгосрочную ссуду от Вильгельма, отправился в Италию и там начал сочинять Вторую симфонию. На заводах и лесопилках семейной компании были открыты государственные школы и больницы. Страхование от несчастных случаев было введено еще до того, как в Финляндии вступил в силу соответствующий закон.

В 1912 году шведская писательница Сельма Лагерлеф, автор знаменитой повести «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», посетила Выборг во время своей поездки в Москву. Она остановилась в доме Хакманов и произвела сильное впечатление на его владельца. Впоследствии между ними завязалась теплая дружеская переписка. «Я часто размышляла о секрете счастья, – пишет Сельма Лагерлеф в своем письме, – и мне удалось создать для себя такого счастливого человека, но мне было трудно представить, что он появится в моей жизни. С тех пор как я увидела тебя, мне стало намного легче это делать».

Всю свою долгую жизнь Вильгельм Хакман трудился на благо своей семьи, компании и родного города. Он умер в январе 1925 года в возрасте 82 лет. Его жена Элис ушла из жизни пять лет спустя.

Йохан Фредрик Хакман

Старший сын Вильгельма и Элис Йохан Фредрик – Фред начал работать в семейной фирме в 1896 году, когда ему было 22 года. В 1912 году он был избран членом городского совета и в том же году получил звание советника коммерции. В 1920-х годах его здоровье ухудшилось, и он скончался через семь месяцев после смерти отца, в возрасте 50 лет. С 1904 года и до самой своей смерти Йохан Хакман был председателем Выборгского общества любителей искусств. На общем ежегодном собрании он предложил профинансировать художественный музей и представил эскизы архитектора Уно Ульберга, но по экономическим соображениям здание Музея изобразительных искусств и художественной школы было построено только в 1930 году.

Младшие сыновья Вильгельма Хенри и Лео продолжили дело своего отца в семейной компании. Осенью 1939 года деятельность компании в Выборге была прекращена. Головной офис перенесли в Хельсинки.

Денис ГИЛЬМАНОВ