Каких только редкостей не увидишь нынче на выставочных площадках и в галереях! В конце мая в гостинице «Виктория» открылась выставка «ГОБЕЛЕН. Мир теплых картин». Помните настенные коврики, которые в свое время украшали стены чуть ли не в каждом доме?

Мы встретились с хозяйкой коллекции Юлией ГОНЧАРОВОЙ. Многим выборжцам она известна как член сообщества «ВыборгЪ. Осколки», о котором  не раз рассказывала наша газета. 

– Юля, необычный ты выбрала предмет для коллекционирования. С чего началась твоя коврикомания?

– У меня и другие увлечения есть, а эта история, наверное, ещё из детства. Моя бабушка жила на юге, там обои не клеили, стены просто штукатурили, и у всех над кроватями висели коврики с оленями. А у бабушки  имелся коврик со средневековым замком, на котором было очень много всяких деталей. Мне нравилось их разглядывать, и я засыпала, представляя, что я живу в этом замке как принцесса.  

И вот уже в сильно взрослом возрасте мы со старшей дочкой поехали на Уделку, и нам не повезло с погодой. Бегом-бегом, короткими перебежками, и вдруг вижу: буквально мокнет под дождём коврик с пасторальной сценкой, где пастух вещает что-то двум селянкам. Я посмотрела и купила. А дома постирала, полезла в интернет, смотрю, вещь довоенная, сюжет редкий. Так началась коллекция.

–  И зацепило? 

– Я стала целенаправленно искать на сайтах гобеленовые коврики. И началось… Сначала пять ковриков, ладно, думаю, найду куда их повесить. Потом раз! Их больше десяти, потом двадцать! Заметь, я не все сама покупала. Друзья и знакомые вдруг стали дарить. От тёти подруги дочери мне достался коврик, на котором в кресле спала кошка. Когти о него она не точила, поэтому хорошо сохранился. А потом я сама стала говорить друзьям и знакомым: подарите мне  на день рождения вот этот коврик. И мне стали попадаться безумно интересные сюжеты. Однажды это был уютный деревенский дом, печь… Два деда режутся в карты, бабушка сидит с вязанием, кошка гоняет её клубок, от приоткрытой двери дорожка ведет к замку. Другой коврик был с видом на Бранденбургские ворота в Берлине. Муж сказал: судя по машинам, это 30-е годы. Есть у меня шикарный коврик в голландском стиле, на нем натюрморт с дичью. В конце зала висят два очень редких гобелена на рыбацкую тему. Там парусники, люди, море, горы на заднем плане, похоже на Скандинавию. Это редкость, я таких сюжетов встречала всего штук шесть. 

– Откуда эти коврики у нас вообще появились? 

– Гобелены, точнее, шпалеры, были распространены в России и до революции. Их производство началось ещё в XVIII века благодаря Петру Первому. В Санкт-Петербурге открылась мастерская, в которой ткали гобелены по мотивам французских и русских художников. Но это были дорогие изделия ручного ткачества для дворцов и состоятельных людей. А вот в формате коврика над кроватью они попали к нам после войны, из Германии. Именно там в 30-е годы началось их промышленное производство. В какой-то момент гобеленов стало очень много. Возможно, из Германии привозили не только коврики, но и оборудование для их производства. И уже здесь начали ткать наши, местные гобелены. Потому что они были сделаны в том же стиле, в тех же размерах, но уже с нашими сюжетами. «Охотников на привале», «Трех богатырей», «Почтовую тройку» помнят, наверное, все. Были ещё сюжеты по русским народным сказкам. В Германии их производство тоже не прекратилось. Есть предположение, что некоторые сюжеты производились по заказу в ГДР, потому что на некоторых ковриках с русским сюжетами сохранилась этикетка «Сделано в ГДР». 

– Встречаются ещё плюшевые коврики с этими же сюжетами.

– Плюшевые и ещё напечатанные на ткани. В послевоенные 50-е годы прикроватные коврики были очень популярны, но не всем доступны. Вот и появились аналоги. Кстати, их производство развивалось в разных союзных республиках со своими особенностями в сюжетах. 

– Я вижу, здесь практически нет русских сюжетов, а всё какое-то немецко-швейцарское.

– Наши родные коврики все помнят, а мне было интересно показать редкие экземпляры. Именно по такому принципу я собираю коллекцию. Если попадается вещь старенькая, но редкая, я её приобретаю, а потом привожу в порядок. Если говорить про сюжеты, а точнее условные темы, то их несколько. Самая распространенная – альпийская, это шале, горы, олени. Затем сказочные замки, здесь есть детская подтема, условно называется «Сказки волшебного леса». В ней встречаются сюжеты из сказок Гофмана, Гауфа, они очень увлекательные, их хочется всё время разглядывать. Ещё есть коврики с видами разных средневековых городов и отдельно южные города с пальмами, фонтанами, верблюдами и горами на заднем плане.

– Откуда берутся эти сюжеты? Кто их создаёт?

– Созданием эскизов для шпалер занимались и Кандинский, и Пикассо, и Дали, и другие известные мастера. Что касается наших ковриков, то это, скорее всего, копии картин разных художников. Сегодня, с развитием технологий, можно практически любой рисунок произвести в промышленном масштабе. Например, Уильям Моррис, который создал сотни рисунков для роскошных шпалер, сегодня тиражируется в промышленных масштабах, в том числе и в России. 

– Но всё-таки это уже современные гобелены, а коврики как будто отживающий вид. Почему они опять популярны?

– Очевидно, потому что вызывают тёплые ностальгические чувства. К тому же, полвека прошло с тех пор, как они были популярны, считай, винтаж, а это всегда вызывает интерес.

Ольга РОГОЗИНА