Петербуржец Алексей Храмов вошёл в выборгскую историю благодаря тому, что однажды отковырнул небольшой кусок штукатурки со стены своей парадной и открыл дверь в прошлое. С этого началась история расчистки стен в старинных домах.

По большому счёту – случайно. В ожидании грядущего ремонта в парадной дома, где он теперь живет, Алексей по совету друзей-архитекторов решил выяснить, каков же был изначальный цвет стен. Под многочисленными наслоениями обнаружилась удивительная цветочная роспись с ландышами, настолько редкая, что было бы непростительно её не сохранить. Одному Алексею сделать это было не по силам, на помощь пришли волонтёры из сообщества «Выборгская улица». Два года назад фотографии ландышей из дома, построенного в 1903 году по проекту знаменитого выборгского архитектора Карла Аллана Шульмана, появились во многих СМИ. 

В гости к Шульману

Мы решили напроситься к Храмову в гости и узнать, что произошло за эти два года. Дом по улице Северной, 12 наверняка знаком и выборжцам, и туристам. Лишь одна деталь портит вид этого красивого здания в стиле северного модерна – неказистая железная дверь в парадную. Но скоро её место займет дверь, сделанная по рисункам архитектора. 

– Я обратил внимание на дверь, как только переехал сюда, – говорит Алексей. – Поскольку оригинальных чертежей не нашлось, я через Интернет обратился к потомкам Шульмана, которые любезно прислали рисунок, на котором было отчетливо видно, как она выглядела. Собрать деньги на изготовление чертежей и самой двери помог фонд «Внимание». Они занимаются такими проектами.

Дом бывшего общества «Арина» выжил во время войны чудом: в крышу попал фугасный снаряд, выжег всё, что горело, уцелели только железобетонные перекрытия. В советское время и в квартирах, и в парадных проводили различные переустройства. Квартира Алексея лишь часть от прежней, 150-метровой, поэтому здесь всё не так, как было раньше. Например, нынешняя кухня – прежние «покои» прислуги, куда входили через зашитую в настоящее время  дверь, спрятанную за холодильником. Квартира Алексея – редкий пример удачного использования старинных вещей, где всё не просто красиво, но и утилитарно. 

Любовь к родительским домам

– Я с детства увлекаюсь генеалогией, и ещё у меня скопилось много старых вещей, – рассказывает Алексей. – Покупая эту квартиру, я понимал: что-нибудь да привезу сюда. А в итоге стал воссоздавать интерьеры начала двадцатого века.  С оговорками, конечно, но тем не менее получилось.

Причём настолько убедительно, что недавно телевизионщики одного из центральных каналов напросились снимать в квартире Алексея сцену для исторического фильма. Почему бы и нет? О сегодняшнем времени в кабинете Храмова напоминает только вид из окна на Красную площадь со спиной Владимира Ильича. 

Любовь к старине – явление наследственное. Семья Алексея Храмова живёт в Петербурге с конца XIX века, но в силу разных обстоятельств историческая квартира в родном городе не сохранилась. Тягу к высоким потолкам и семейным раритетам удалось реализовать в Выборге – городе тихом, спокойном, подходящем для таких экспериментов благодаря наличию прекрасной архитектуры начала прошлого века.

Бабушкин платяной шкаф, книжный шкаф, купленный на барахолке взамен проданного в 90-ые, письменный стол с зеленым сукном, комод, ещё комод, венские стулья, тяжелые портьеры, обои «под старину», фарфоровая керосиновая лампа с росписью и множество других бытовых вещиц. Всё используется. Есть даже работающий черный телефон – именно тот, который установили в квартире дедушки Алексея в 50-е годы. 

О добром соседе замолвите слово

Соседи Храмова сыграли немаловажную роль в развитии проекта с расчисткой. Возможно, если бы не согласие жильцов всех 25 квартир, он бы и не состоялся. Периодические появления волонтеров сопровождаются определенным шумом, пылью и грязью. Зато результат радует: стены в парадной 12-го дома постепенно избавляются от масляной краски. Кстати, не только советской. Когда прошла мода на модерн, финны первыми начали закрашивать росписи. 

Снимать слои краски – дело нелёгкое, требующее сноровки и навыков. Алексей разработал собственную методу: сначала шпателем и молотком сбивается масляная советская краска, затем сверху накладывается компресс со смывкой, закрывается плёнкой, выдерживается семь минут, чтобы можно было последний инородный слой аккуратно снять скальпелем. Если передержать, то смывка начнет воздействовать на оригинальный слой. Если не додержать, будет тяжело снимать, и она может отвалиться вместе с этим слоем.

– Процесс подходит к концу, потолки отремонтированы, верх стен покрашен, осталось дочистить нижние стены, возможно, подделать некоторые утраты, – делится планами Храмов, – а затем покрыть росписи защитным лаком и музеефицировать.   

А пока Алексей занят другим важным делом: моет перед Пасхой окно на своём этаже – большое, высокое, с мелкой расстекловкой. Окна по оригинальным чертежам были выполнены по инициативе Алексея при помощи отдела архитектуры КУМИГ и Фонда Капитального Ремонта Ленобласти.

В парадной дома Шульмана изменения идут медленно, но верно

Не любопытства ради, а истории для…

Своим домом интересы Алексея, конечно, не ограничились. Число исследованных зданий достигло двадцати. Желающим углубиться в тему, советую почитать канал Алексея на Дзене. Там он последовательно рассказывает о своей семье и описывает расчистки на стенах всех домов.  

 Как ты проникаешь в парадные? Всё-таки народ не очень приветствует посторонних.

– Очень просто. Я пытаюсь познакомиться с кем-то из жителей. Абсолютно честно объясняю, чем занимаюсь, с чем связан мой интерес – в 90 процентах случаев мне не отказывают. Было однажды, когда меня послали, пару раз сказали, что надо с управляющей компанией вопрос решить. Сразу скажу, что говорить с управляющей компанией бесполезно просто потому, что у них нет ни полномочий, ни желания говорить «да». Парадные принадлежат людям, которые там живут. Именно они и должны быть заинтересованы в воссоздании их облика и могут дать или не дать разрешение на пробную расчистку стен. 

– Встречаются одинаковые росписи в обследованных тобою домах? 

– Дома, в которых я побывал, разных годов, и архитекторы у них разные, каждый придумывал декор парадных соответственно своему проекту. Это дом Массинена на Леншоссе, дом Портана в Рыбном переулке, дом Морозова на Первомайской, дом с пеликанами на Ленинградском проспекте и другие. Встречаются похожие орнаменты и мотивы: геометрия, цветы, листья. Но вот такого, чтобы один к одному, нет. Таких ландышей, как в нашей парадной, больше нет нигде. 

– В Петербурге есть такие росписи?

– Встречаются, но в любом случае есть ощущение, что это своего рода оригинальное выборгское направление, которое существовало примерно лет 30 с начала 20-го века. Сколько таких зданий на самом деле, можно выяснить только после обследования. Я делаю пробные расчистки в виде окошек, чтобы знать точно, есть там что-то ценное или нет. Поэтому так важно собрать как можно больше информации. 

Уникальные и беззащитные 

– Многие из этих домов – объекты культурного наследия. Что делать с этим дальше? 

– Мы пару раз задавали этот вопрос комитету по культурному наследию и получили ответ «примем к сведению». Дело в том, что росписи, как и любой другой декор или элемент дома-памятника, принадлежат жителям, а не государству. Государство только накладывает запрет на внесение изменений или уничтожение этих архитектурных деталей и обязует собственников поддерживать их в хорошем состоянии и вовремя ремонтировать или реставрировать. Например, в рамках капитального или текущего ремонта, но с соответствующими согласованиями с Минкультом.

Напоследок мы заглянули в дом напротив по адресу Леншоссе, 1. В таких случаях говорят: как после войны. Когда-то здесь был ремонт, а сейчас всё выглядит плачевно. Но, если не сломать ногу на лестнице и подойти к стене, то можно увидеть расчищенные участки, на которых выполнен декор в виде колосьев в технике сграффито. Это когда наносятся несколько слоев штукатурки разного цвета, а затем  прорезается рисунок. Уникальные рисунки, редкая техника, и будет безумно жаль, если кто-то бездумно их уничтожит.

– Непонятно, что может сделать со всем этим комитет по сохранению культурного наследия, – говорит Алексей. – Мы свою задачу видим в том, чтобы обнаружить и обнародовать парадные с оригинальным декором.

К слову, Алексея уже не раз приглашали на расчистки в Петербург, а петербургские защитники архитектуры приезжают в Выборг на экскурсию в дом Шульмана, чтобы посмотреть и набраться опыта. Так что, не все так безнадежно, как может показаться.

Ольга РОГОЗИНА