Из истории Лесного царя 

Приехал в Выборг на поезде

8 октября 1928 года скульптура лося, созданная Юсси Мянтюненом, была установлена на вершине детской горки для катания на санях в парке Торккелин. Лось был отлит в мастерской Артту Халонена в Лапинлахти. Массивную скульптуру привезли в Выборг поездом за несколько дней до начала монтажа. Рост лесного гиганта составляет 352 сантиметра, плюс гранитное основание в 80 сантиметров, что дает в общей сложности 432 сантиметра высоты всей композиции. Скульптура была приобретена на средства Фонда Цвейгберга по решению городских депутатов. Горожане одобрили дорогостоящую покупку и сочли ее более чем правильной. Величественное животное, известное как Лесной царь из-за своих массивных рогов, похожих на корону, заняло свое законное место.

100 тысяч чашек кофе

Мянтюнен оценил свою работу вместе с гранитным основанием и установкой в 150 000 марок, что в переводе на современные деньги составляет 58 500 евро. В 20-х годах прошлого века чашка кофе в Выборге стоила 1,5 марки, пирожное — 1 марку, а хлеб – 75 пенни. Согласно паритету покупательной способности, сумма получается немаленькая. На вырученные деньги скульптор мог бы выпить 100 тыс чашек кофе или съесть 150 тыс эклеров.

Скульптура «Молодой лось» работы Юсси Мянтюнена. Она находится в парке Кайсаниеми в Хельсинки.

Дебют

Юсси Мянтюнен дебютировал как скульптор дикой природы в 1923 году на Скандинавской охотничьей выставке в Хельсинки, где он представил гипсовую модель самца лося в натуральную величину. Скульптура вызвала всеобщее восхищение, и статую лося было предложено отлить из бронзы для парка Кайвопуйсто в Хельсинки. Идее не суждено было сбыться. Первая бронзовая скульптура лося была приобретена в 1928 году для парка Торккелин в Выборге. Ее установили рядом со зданием библиотеки, которое в то время еще не было достроено.

Карьера 

Природа и животные занимали центральное место в творчестве Мянтюнена. С ранних лет он учился рисовать и делать чучела птиц, на которых охотился. Будучи студентом, он устроился на работу на кафедру зоологии Хельсинкского университета, сначала в качестве помощника таксидермиста в 1910 г., а затем в качестве штатного консерватора в 1919 г. Именно в Зоологическом музее он досконально изучил анатомию животных. Мянтюнен был очень искусен в передаче движений животных как скульптор и таксидермист. Он расставлял чучела группами и в рамках определенных мероприятий в выставочных залах музея, что было новшеством для музеев естественной истории того времени. Много путешествовал в поисках вдохновения для своей работы и творчества.

На карьеру Мянтюнена большое влияние оказали две успешные персональные выставки – Стокгольмская в 1934 году и Лондонская в 1939 году. В 1933 году он участвовал в Миланском триеннале, за что получил бронзовую медаль. Был также  удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1935 году и в Париже в 1937-м.

Над лосем работает брат Эмиля Халонена, художник Артту Халонен, или один из литейщиков Артту Халонена. Монумент был отлит в литейной мастерской Артту Халонена в Лапинлахти в 1928 году.

Драматическая развязка

Мянтюнен покинул Зоологический музей после двадцати лет работы, чтобы посвятить себя творчеству, но смена карьерного пути была чревата драмой.

Как только он получил международную известность как скульптор на выставке в Лондоне в 1939 году, его новый начальник в Зоологическом музее значительно ужесточил условия и график работы по сравнению с ранее согласованными. Это фактически лишило Мянтюненавозможности работать скульптором, и он расценил это решение как увольнение. В порыве эмоций он уволился с важной для него работы, разбил кувалдой незаконченные работы в своей студии и переехал в Швецию. В эмиграции Мянтюнен добился значительных успехов как скульптор. Интерес к его работам за границей был выше, а значит, было больше возможностей их продать.

Возвращение на родину

В конце концов, по словам Мянтюнена, он отправился «протянуть руку прощения» своему бывшему начальнику, который стал причиной его эмиграции. В свою очередь, Антти Туленхеймо, бывший ректор Хельсинкского университета, согласился с тем, что с ним плохо обращались. В 1967 году в возрасте 81 года Мянтюнен вернулся в Финляндию, но не в Хельсинки, а в Турку. Он передал около 120 своих работ в дар художественному музею Турку.

Скульптура Юсси Мянтюнена «Медведь на муравейнике» в Медвежьем парке (1931).

В гармонии с природой

Мянтюнен был известным европейским скульптором-анималистом, который в основном изображал животных в своих работах. Любил природу и был заядлым охотником, видел животных в движении и в покое, был свидетелем трагедии и идиллии. Мянтюнен старался всеми своими нервами прожить их жизнь, чтобы почувствовать их горести и радости как свои собственные. Он всегда считал животных более интересными, чем люди, и занимался только созданием их скульптур. Из диких животных его любимыми темами, повторяющимися во всех работах, были лось, медведь, журавль и рысь. Он искренне верил, что все мы, живые существа, связаны какой-то общей судьбой, в том смысле, что мать-природа кормит и защищает нас до тех пор, пока не примет обратно в свое лоно. Глядя на его реалистичные скульптуры, кажется, что сама мать-природа вложила ему в пальцы комок глины. 

Три близнеца

Гипсовую модель лося Мянтюнен передал в дар Зоологическому музею. С нее были сняты еще три бронзовых копии. Первая была установлена в парке Эрконпуйсто города Лахти в 1955 году. Карельское общество Лахти передало скульптуру в дар городу в связи с празднованием его 50-летия. Лось был установлен в Лахти, чтобы символизировать роль карельских эвакуированных в культурной и деловой жизни города после войны. Кроме того, целью работы было сохранить связь с общим прошлым карел Лахти.

Юсси Мянтюнен у статуи лося в парке Эрконпуйсто города Лахти, 1961 год

Вторая бронзовая копия лося была установлена в ноябре 1969 года в парке Купиттаа в Турку. Это пожертвование от самого скульптора Мянтюнена, который двумя годами ранее вернулся на родину из Швеции.

Третья статуя  находится перед входом в Зоологический музей Хельсинкского университета. Консистория учебного заведения выделила средства на отливку бронзового лося, и осенью 1972 года он был установлен с разрешения городского совета на своем нынешнем месте. Скульптура лося, которая является самой известной из работ Мянтюнена, считается неотъемлемой частью и символом Зоологического музея Хельсинки. 

С появлением на свет знаменитого Лося  общественные скульптуры животных стали очень популярны в Хельсинки и других местах Финляндии.

Среди уличных скульптур  Мянтюнена в Хельсинки – «Молодой лось» в парке Кайсаниеми (1929) и «Медведь на муравейнике» в Медвежьем парке (1931).

Денис ГИЛЬМАНОВ

Фото: Finna.fi