
Сергей Яшин об испанской плитке и выборгском трамвае
Маленький деревянный домик недалеко от Спасо-Преображенского собора привлекает вывеской «Медный дворик». По скрипучей лестнице поднимаемся на второй этаж. Стены мастерской завешаны яркой керамикой и необычными сувенирами.
одной стороны – рыцарь в шлеме из ведра, с другой – лошадиная голова и стеклянная пирамида непонятного назначения. Не мастерская, а таинственная пещера. Но хозяин, Сергей Яшин, – вовсе не волшебник, а по первой специальности нефтяник, буровой мастер со стажем 20 лет. Но диву даешься, в каких, далеких от основной специальности, областях может достичь успеха человек, имея желание и упорство.
35 лет назад Сергей с супругой переехали в Выборг из Сургута, чтобы организовать здесь производство биопрепаратов из женьшеня. Приграничный Выборг был выбран из-за близости Скандинавии, где находились основные потребители этой продукции. Но в начале 90-х стало не до биопрепаратов. Головная фирма, которая находилась в Казахстане, свернула производство, и Сергею пришлось заняться совсем другими делами. Были киоски с мороженым, производство резных свечей и ещё много чего.
Бизнес – бизнесом, однако и в мастерской Сергей всегда находил, чем заняться. Художественную школу он не заканчивал, но с детства любил рисовать и мастерить. Отец обучил разным ремеслам, и это очень пригодилось в жизни. Со временем появилось хобби – поиск интересных новых направлений: осваивал одно, переходил на другое. Одним из увлечений стала керамическая плитка, которую Яшины увидели в отпуске на Тенерифе.
– Так она мне понравилась, что я решил: покажу нашим керамистам, и будем производить такую же, – вспоминает Сергей. – Но, когда я обратился за помощью к одному из российских специалистов, меня огорошили: никто здесь этого не сделает.
Оказалось, непростое это дело – производство яркой цветной плитки с острова Вечной весны. Медь, латунь, серебро, позолота, сложные процессы: плитку пришлось отложить. Тогда Сергей начал активно работать с медью. Экспериментов было много, результаты впечатляли, но плитка с Тенерифе не давала покоя.
– Мы засели за интернет, перелопатили всё, что можно, читали, смотрели, анализировали, – рассказывает Сергей, – и в результате освоили технологию росписи cuerdaseсa, в переводе с испанского – сухая веревка, сухой шнур.

В 10 веке на севере Африки была популярна мозаика – красивая, но сложная и трудоёмкая техника. Куэрда сека была придумана в противовес мозаике: результат выглядел почти так же, но выполнялась она быстрее и проще. Цветные глазури заливают в заранее обведенные воском участки рисунка. Воск во время обжига сгорает, но глазури при этом не смешиваются.
Туристы, побывавшие в Мексике, наверняка видели там красивую плитку, которую продают под названием талавера. Это плитка из испанского города Талавера де ла Рейна, сделанная по технологии куэрда сека. Она перекочевала в Мексику в 15 веке с испанцами и теперь выпускается в городе Пуэбла.
– Описание технологии очень простое, но делается она не просто, – объясняет Сергей. – В этой технике много направлений, пришлось самостоятельно придумывать водоотталкивающий состав, подбирать глазури и температурный режим.
Кстати, за глазури отвечает супруга Яшина Татьяна. По профессии она врач, днём заведует терапевтическим отделением выборгской поликлиники, вечером колдует в мастерской.
– Поначалу мы брали за основу испанские мотивы и повторяли их один к одному, – рассказывает Сергей. – Когда поняли, что освоили технологию, стали искать другие направления в этой же технике.
Результат превзошёл ожидания. В мае прошлого года Яшины выиграли конкурс, объявленный крупной компанией, производящей глазури. Первое место получила композиция из четырех плиток, расписанных по мотивам Уильяма Морриса.
– Успех нас подстегнул, мы начали изучать эту технику уже на профессиональном уровне, – говорит Сергей, – и решили принять участие в выставке «Керамания», которая в июне пройдет в Санкт-Петербурге в Севкабеле.
После испанских мотивов Яшины прошлись по кубизму и абстракционизму и перешли к изучению модерна конца 19 века. Все эти направления будут представлены в работах на июньской выставке. Надо учитывать, что каждый художественный стиль требует своего подхода и особенных, ещё не изученных техник. Отдельная история – нанесение жидкого золота. Растворенное в кислотах золото накладывается на глазурь. В печи органика сгорает, а золото тонким слоем остается на поверхности. На выполнение каждой работы уходит от трёх до пяти суток. Когда Яшина спрашивают, как они всё успевают, он отвечает: работаем 25 часов в сутки – встаем на час раньше.
Когда восторг от глазурей поутих, обращаю внимание на высокую тумбу, увенчанную темной полупрозрачной пирамидой.
– Раз уж вы здесь, давайте посмотрим, – Сергей запускает программу. На десять минут погружаемся в историю Выборга, показанную в голографии. Туристов, которые впервые знакомятся с Выборгом, рассказывает Яшин, впечатляет. Меня же впечатлил не только просмотр, но и история создания. Идеей сделать голографическую пирамиду Яшин загорелся, увидев такую в музее ИТМО, куда его пригласил знакомый:
– В пирамиде крутилось объёмное изображение яйца Фаберже. А я вместо этого яйца увидел наш замок, наши башни. Это одна из тем, которая меня захлестнула на долгое время.
Задача оказалась не только сложной, но и дорогостоящей: нужно было купить проектор, создать саму конструкцию и объёмное видео. Что-то пришлось сделать самому, а что-то просить друзей, знакомых и совсем посторонних людей. Московская компания из 12 человек согласилась изготовить 10-минутный контент более чем за 2 миллиона рублей. Сейчас это стоит ещё дороже. Миллионов у Яшина не было, поэтому на помощь пришли фрилансеры из Лондона, Москвы, Киева, Кишинёва и Питера. Команда с Ленфильма помогла сделать анимацию. Сергею пришлось купить специальное оборудование для фотограмметрии съёмок с подвижным столиком. Фигуру Кнутссона (а куда же без него в истории Выборга!) вырезал из парафина, а потом отливал в бронзе. Сергей и сам теперь знает, как делать трёхмерные программы.
Обидно только, что посмотреть объёмное видео могут лишь туристы, привлечённые вывеской «Медный дворик». Продукт этот, конечно, не для крошечной мастерской. По большому счету амбиций и знаний Яшина хватило бы на создание музея физических экспериментов и технически интересных объектов. Подобный интерактивный музей – «ЛабиринтУм» – есть в Петербурге. И даже были планы, и вроде помещение городом было выделено. Но все планы улетели в трубу.
Мы выходим на улицу. Узенький двухэтажный домик, который старше рядом стоящих, изрядно потрепанных временем каменных домов, выглядит как настоящий раритет. Таковым и является. Дом построен практически на остатке древней городской стены в 1872 году. Эту информацию Сергею помог найти Александр Иванович Сакса, с которым у Яшина были дружеские отношения.
– Дом невыигрышный: ни гостиницу здесь не разместишь, ни что-то другое. Всё, что есть, комнатушка-мастерская и холодный подвальчик внизу, – комментирует мастер.
В нескольких сотнях метров – знаменитый выборгский трамвай. Сергей рассказывает, что в свое время подарил городу чертежи этого трамвайчика, которые ему, в свою очередь, передал автор книги «Выборгский трамвай» Пер Рикхеден.
– Мы познакомились в Хельсинки, – рассказывает Яшин. – Он искал информацию для книги «Скандинавские трамваи» в разных архивах, ездил в Санкт-Петербург, Иматру, Лаппеенранту, Хельсинки, а я занимался мороженым и мечтал поставить на резиновый ход автобус в виде старого трамвайчика. В результате он наткнулся в Германии на оригинальные чертежи выборгского трамвая 1906 года, сделал копии и дубликат подарил мне. Потом случился дефолт, я надолго забыл об этих чертежах. И только когда администрация бросила клич, вспомнил, что у меня хранится целая туба с этими чертежами, и передал их городу.
Судя по всему, это не последний подарок, который Яшин сделал городу. Хотелось бы, чтобы и город его заметил. Музей интересных технических объектов точно не будет в Выборге лишним.
Ольга РОГОЗИНА