Интересен тот факт, что в Выборге ощущался недостаток в деньгах, естественно, наличных.  Густав Вааса не желал видеть в своём королевстве бывшие в большом ходу в средние века ревельские и рижские деньги.

Также Густав не желал поддерживать тот монетный двор, который создал в Выборге граф Хойя, хотя имя Юръё — чеканщик упоминается в документах до 1560 года. По сохранившимся документам этот человек изготавливал в том числе и порох. В 1599 году Хорн сетовал, что в Выборге в ходу очень мало шведских денег и предлагал использовать иноземные деньги, но по более низкому курсу. Строжайше запрещалось вывозить из Выборга и всего королевства монеты талеры. Бюргеров, и их товар, отправляющийся к чужим берегам, тщательно проверяли.  Монеты могли быть спрятаны в отсеках корабля, в одежде, в бочках с маслом или в грузе досок. В 1564 году за вывоз шведских монет на 40 марок были оштрафованы Маркус Пеллин и Кари Мултиала.

Во время правления Юхана третьего сильно упал курс марки. Если во времена Густава Вааса за талер давали 4 марки, а во времена Эрика XIV 6 или семь марок, то во времена Юхана, в 1570-е годы один талер продавали уже за 26- 28 марок.

Русские купцы не хотели продавать свой товар за шведские марки, и требовали оплату в талерах. Такое положение вещей заставило короля принимать какие-то меры, но к 1591 году всё вернулось на круги своя. Тогда король издал жёсткий указ, который предполагал наказание и лишение собственности за отказ принимать в уплату марки. Эта санкция успеха не имела и курс марки продолжал падать.

В 1615 году в Выборге ходили золотые пластинки, оценивавшиеся в 5 марок. Купцы не хотели принимать их к оплате, поскольку частенько эти пластинки были поддельными.  Как и откуда они появились уже никто не помнил, и король приказал изъять их из обращения. Слабость шведской марки привела в тот период к тому, что торговля имела вид обмена товара на товар.

Подготовил Дмитрий Семенов

Фото: museovirasto.fi